gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

Category:

Папуа-Новая Россия. 29. Цирк уехал, клоуны остались




товарный ряд: просвета нет

ЦИРК УЕХАЛ, КЛОУНЫ ОСТАЛИСЬ

Чем больше знакомишься с новациями на рынке всякого рода целительно-оздоровительных товаров и особенно с их информационным обеспечением, тем сильнее чувство, что мы все присутствуем на остроумном опыте в масштабе страны, который проводит группа веселых и находчивых, которая глубоко копает тему разного рода информационных воздействий на массовое сознание, и которую, для пущего веселья, посадили на самоокупаемость.

Живешь себе, живешь, никого не трогаешь, и вдруг из небытия, как черт из табакерки, возникает невиданный чудо-товар, обещающий волшебное избавление. Разгорается, опять же словно из ничего, ажиотаж. Чудо появляется одновременно везде, начинает лезть в глаза и уши отовсюду: в рекламах и "телемагазинах", почтовых "еврошопах" и "шопах" обыкновенных, в ассортименте вполне респектабельных торгующих заведений и в сумках дистрибьюторов "многоярусного маркетинга", таскающих всякую хрень по учреждениям... При этом каких-либо объяснений волшебных свойств в рекламном сопровождении почти нет, а то, что есть, вызывает ощущение бреда. Когда же, нахватавшись и убедившись в полной никчемности предмета, публика, по законам логики, должна обрушить гнев на создателей "дурилки" (а кому приятно быть в дураках?), этого не происходит, ибо вниманию страждущих предлагается следующая "дурилка", и все повторяется с наводящим тоску однообразием. Так может, сопровождение - вовсе не бред, а хорошо продуманная информационная технология? На примере очередного такого наваждения для страждущих попробуем разобраться с вопросом.

Имя наваждению, начавшемуся два с небольшим года назад - цирко-терапия. К цирку прямого отношения не имеет (хотя и на цирковое шоу происходящее тоже весьма похоже - в том смысле, что шоумены уехали, а клоуны остались), а происходит от химического элемента циркония, браслет из которого якобы не браслет, а чудо-средство, обогнавшее по своей эффективности достижения современной медицины.

Выглядит предмет дешево и невзрачно, и на вид весьма трудно заподозрить в сей штуковине чудо. Невыразительный светленький браслетик простейшей клепки, такие же, для часов, в киосках на каждом шагу ворохами лежат, и если бы не цена, этот ничем бы среди них не выделялся. Цена у предмета умопомрачительная, можно сказать, почти золотая. 40-граммовый браслетик идет за 100 долларов, то есть примерно по 75 рублей за грамм; за золото же барнаульские ломбарды и ювелиры от 90 рублей дают. однако, люди, в том числе образованные - учителя, обеспеченные домохозяйки, всякого рода бизнес-вумэны... - штуковины покупают. И носят, лишний раз боясь руки помыть. Давайте спросим у них: зачем?

Чисто жизненное наблюдение: некоторые реагируют на вопрос сразу, а у некоторых он вызывает секундное замешательство. Это внушает осторожную надежду: не у всех и не до конца мыслительная функция уступила место рекламным слоганам, отчего и предваряет абсурдные утверждения некая тень сомнений. Им-то мы и адресуем нашу статью, послушав, для порядка, какие они воспроизведут рекламные россказни.

Помимо ста баксов, цирконий, утверждает реклама и граждане, отученные ею от привычки думать, избавляет от хворей. Соприкасаясь с телом, этот металл благотворно воздействует на органы и ткани, нормализует работу клеток, а с ними систем и функций, лечит гипертонию и остеохондроз. "Уже в первый день вы почувствуете облегчение", - процитирует ролик гражданин, радостный оттого, что только что отдал 100 долларов по курсу ЦБ. "Через две недели нормализуется давление", - поделится своей рекламной цитатой гипертоник. "Восстановится нормальная работа клеток", - воспроизведет услышанное в ролике человек, страдающий какими-либо нарушениями обмена. "Циркониевые браслеты помогли тысячам людей, помогут и нам", - повторят вслед за артистом Куравлевым все вместе.

Интересен перечень хворей. Сердечно-сосудистые заболевания, разного рода нарушения обмена веществ и остеохондроз в комплекте с огромным количеством сколиозов - это три самых распространенных в России недуга. Каким-либо из них или всеми вместе страдает от трети до половины населения страны, а в возрасте народного артиста, горячо любимого старшим поколением, - практически каждый первый (почему и пригласили для съемки ролика его, а не кого-то из нынешних кумиров). Список хворей - гарантированное стопроцентное "рекламное попадание" на контингент "кому за 30" с его прослойкой верующих в чудеса, ИНФОРМАЦИОННАЯ, так сказать, составляющая чуда.

Еще проще ЭКОНОМИЧЕСКАЯ составляющая. Рыночная цена циркония - 6 рублей за 1 грамм. Родных российских рублей, а не долларов или евро. Цену того же циркония, но в виде браслетика, страждущие знают; "подъем" получается такой, что и наркомафии не снился. Клепают браслетики на Чепецком механическом заводе. На товар имеется гигиенический сертификат (волшебное слово для потребителей). На нем стоит печать Минздрава, подлинная печать, удостоверяющая, что оный браслетик, сертифицированный как "украшение для рук" и таковым являющийся, не наносит вреда здоровью. Как, например, ложка из нержавейки, или, скажем, брошка из медных сплавов. Всего лишь. Вот почему никакой ломбард браслетик не возьмет, если, конечно, там не круглые идиоты сидят, но это едва ли возможно, ибо естественный отбор с отбраковкой идиотов в "офисных" видах бизнеса в основном прошел, и в нынешних офисах достаточно четко знают, что чего стоит, а чего не знают - наведут справки. Давайте и мы наведем справки о цирконии, прежде чем подойти к основной, самой интересной составляющей "цирко-наваждения",

ТАК СКАЗАТЬ, ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ.

Не загружая читателя нудными подробностями, отметим, что цирконий, как многие, наверное, заметили - металл. Тугоплавкий. "Прозрачный" для быстрых нейтронов, химически относящийся к группе малоактивных, т.е. не обладающих большим количеством неспаренных электронов в электронной оболочке - если это о чем-то читателям говорит, а если не говорит, выразимся проще. Металл химически нейтрален, вступает в реакции очень неохотно, еще менее охотно, чем золото. За это цирконий ценится в атомной энергетике, в качестве материала для некоторых деталей в ускорителях, также предприятия соответствующей отрасли используют цирконий как добавку к стали, в электровакуумных приборах, покупая его для своих нужд за упомянутые 6 рублей грамм. И эти же свойства исключают какую-либо, даже теоретическую возможность воздействия циркония на атомарном уровне на человеческое тело: чтобы произошло хоть какое-то маломальское взаимодействие циркония с веществами наших клеток, надо носить латы из него в течение сотен лет. Сведений о свойствах циркония, отголоски коих в разрозненном виде присутствуют в голове обывателя, и даже звучащих грозно-загадочно слов "ускоритель", "атомная энергетика", зацепившихся в закоулках памяти со школьных времен, для "раскрутки" циркония до масштабов нынешнего ажиотажа, согласитесь, мало. Нужно "зацепиться" за какие-то недо- и полузнания, присутствующие в массовом сознании, причем, не в седой древности, столь любимой "раскрутчиками чудес", ибо открыли цирконий в канун 19 века. И они, эти недо-знания, находятмя в виде слова "циркон". Палец, листающий навороченные магически-космические книжки, утыкается в данное название. Это такой минерал, камушек цвета младенческой мочи, соответствующий чему-то там на небосводе и рекомендуемый астрологами как талисман для граждан, родившихся под означенным (честное слово, не вспоминается, каким) знаком зодиака. Дальнейшее - дело техники. Закупается цирконий, размещается заказ, "раскручивается" товар... - и вот оно, обширное и далеко не распаханное "поле", как называют потенциальную клиентуру дистрибьюторы "многоуровневого маркетинга". На "поле" пашут, переворачивая пласты наших полу- и недо-знаний, легионы "продавцов чудес", пасутся сонмища всякого рода колдунов, энергетиков и "рекламных" медиков, возводят пирамиды "раскрутчики" снадобий, а оно все не кончается: глубоко, как видно, укоренилась в нас национальная черта, обозначаемая не переводимым на другие языки словом "халява".

Сейчас рекламное сопровождение циркониевой "чудески" претерпело закономерную и вполне предсказуемую метаморфозу. Любимого старшим поколением артиста Куравлева, хвалящегося, как довольна его жена тем, что он вылечил браслетом давление, сменила тетка, лихо тягающая штангу (уж не жена ли артиста?), а голос за кадром теперь уверяет, что циркониевые браслеты помогут справиться с тяжелой жизненной ситуацией. То есть вообще с любой, а не только связанной со здоровьем. При всей видимой бестолковости нынешнего ролика это на самом деле он - очень умная, тонкая работа, и смысла у него как раз много.

Во-первых, теперь создатели чуда в российском масштабе и продавцы на местах выводятся из-под неприятностей, которые они могут поиметь от суда в связи с нарушением закона о защите прав потребителя, а именно - введением в заблуждение относительно лечебных свойств. Формально они об оздоровлении в этом клипе не говорят, хотя и сам облик тетки, и спортивный снаряд, и двухгодичный срок предыдущего проката рекламы говорят об обратном. Дело в том, что с начала победоносного шествия циркония по умам и "телемагазинам" нашлось достаточно зловредных потребителей, которые, облегчив карман на 100 долларов, но не дождавшись облегчения в плане здоровья, вознамерились привлечь за это продающую сторону к суду. Уже делались запросы в Минздрав на предмет лечебных свойств циркония вообще и браслетиков из него в частности, и медики, сдержав изумление и желание адресовать заявителей в одно из своих подразделений, занимающееся проблемами головы, отписывались в том смысле, что ни в одном медицинском учреждении никаких исследований на предмет воздействия этого металла на клетки и органы никогда не было, равно как и заявок на их проведение. Был также запрос в НИИ стали, и там провели исследование, которое выяснило, что цирконий не может вступать во взаимодействие с человеческим организмом. С такими бумагами на руках у оппонентов "чудоторговец" становится уязвимым, вот и пришла пора обновлять видеоряд.

Далее, обещая все, а не только здоровье, новая реклама здорово расширяет "поле" за счет граждан, верящих в талисманы и магические штуковины, апеллируя - теперь уже при полном отсутствии объяснений - только к вере. Происходит смычка материального мира с его медицинской наукой и приборами, измеряющими давление, и мира, с позволения сказать, духовного. Подобное мы уже видели с одной из предыдущих "вселечащих дурилок" - морозником, который начинался как травка из арсенала народной медицины, а под занавес стал - чего стесняться! - панацеей, которую использовал сам Христос, и на сей счет якобы имеются документы, и по фигу то, что даже природные ареалы двух видов травки расположены там, где отродясь не ступала нога Спасителя. А почему нет? Аппетит приходит во время еды.

В общем, сворачивать "чудо" пока не будут. Жалко. Потенциал мистификации не исчерпан. На ней еще предстоит зарабатывать и зарабатывать. Крайне интересно посмотреть следующие рекламные сюжеты: надо ведь как-то привязывать исцеляющую штуку к обязательной с точки зрения законов жанра древности, и к авторитетам вроде Гиппократа и Авиценны, и к религии. Привяжут, не сомневайтесь. Шоу должно продолжаться.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь






Tags: зомбирование, потребительский рынок, рекламный обман
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments