gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

Category:

Папуа-Новая Россия. 37. Ворованный праздник

товарный ряд: просвет почти не виден

 

ВОРОВАННЫЙ ПРАЗДНИК

 

До начала 1990-х годов шоколад был для детей настоящим праздником.

И не только оттого, что большинству сей безнадежно дефицитный товар доставался не в каждый праздник. Это был НАСТОЯЩИЙ шоколад, со вкусом, бесподобно ярким и нежным - классическим вкусом какао, оттененным молоком и сахаром. Теперь плитками и батончиками, претендующими на то, чтобы называться шоколадными, торгуют на каждом шагу. Реклама вдалбливает в растущую генерацию манеру вообще подменять ими питание. Какой уж тут праздник! И главное, настоящий праздничный вкус исчез. Вместе с прежними, не правленными ГОСТами, флагами за окном, настоящим коньяком и шампанским, подлинной колбасою, шпротами, не крашенными "жидким дымом", а копчеными ольховою стружкою как положено, много чем еще. Растущая генерация сего вкуса просто не знает, пребывая в уверенности, что все то, что показывают в телероликах и выставляют в торговых рядах, и есть настоящий шоколад.

Поколение, обкраденное суррогатчиками, но не догадывающееся об этом.

 

ШОКОЛАД:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНЯТИЯ

 

Что есть шоколад?

Толкований много. 

Самое вольное, безусловно, у МАСТЕРОВ РЕКЛАМЫ: именовать "шоколадом" могут все, напоминающее формой и цветом атрибут праздников прежних лет, пусть даже по составу изделие ближе к пластилину и на вкус недалеко ушло. ПРОИЗВОДИТЕЛИ новаторских изделий, занявших в сознании масс нишу шоколада, вынуждены конкретизировать понятие: шоколадом они именуют некую смесь настоящего какао-масла с пальмовыми и другими заменителями. Государство в лице ОРГАНОВ СТАНДАРТИЗАЦИИ предпринимает не очень удачные потуги сделать понятия "шоколад" и "шоколадная глазурь" еще более строгими, лимитируя долю дешевых растительных компонентов. ОБЫВАТЕЛЬ, привыкший к обману настолько, что перестал его замечать, глотает все эти толкования и изделия не задумываясь. И лишь ЦЕНИТЕЛЬ, коллекционирующий разочарования, до сих пор считает шоколадом продукт из плодов дерева какао с молоком и сахарной пудрой, и никакой иной. Именно это, вошедшее во все словари, справочники и долгие годы бывшее ЕДИНСТВЕННЫМ значение мы и должны принять, чтобы разобраться в том, что творится на нашем рынке.

Классический шоколад выпускался в России с XIX века. На нескольких крупных фабриках, расположенных в Европейской части страны, из какао-бобов делали шоколадную массу, которая затем переплавлялась в готовые плитки и глазурь, а также поступала в регионы на фабрики поменьше. Наши шоколадные изделия являлись одними из лучших в мире. К 1980-м годам в силу массы причин благосостояние советских людей стало все сильнее расти вниз, импортные поставки какао сокращались, продукт прочно попал в разряд дефицитных. Соя в кондитерской отрасли уже была, но подменять ею шоколад еще не умели, а делали круглые такие батончики вдвое дешевле самых дешевых шоколадных конфет. Так продолжалось до конца 1980-х годов, вплоть до полного исчезновения шоколада из массовой торговли. Возродился продукт в следующем десятилетии, когда все крупные фабрики перешли под контроль зарубежных инвесторов-прогрессоров от пищепрома, но уже в виде продукта-фантома, продукта-миража, суррогата, напичканного елико возможно разнообразными заменителями.

Иными путями развивалась кондитерская отрасль на Западе. В Америке трансгенная инженерия еще полвека назад породила эрзац-шоколад из модифицированной сои. В Европе был перекос другого рода - в сторону всевозможных пузырьковых, суфлеобразных, "киндер-сюрпризных" и прочих изощрений, суть которых сводилась к экономии какао-компонента и продаже воздуха (обсчитать себестоимость "Милки Вэй" - упаковка получится дороже изделия). Само собой, далее суррогатная волна прошлась по остальным компонентам: с 1960-х годов для пущей экономии стали массово использоваться подсластители и ароматизаторы. Настоящий шоколад у них всегда был дорог; одна плитка стоила (и стоит) как упаковка из 4-6 псевдошоколадных батончиков наподобие тех, от которых сегодня ломятся наши полки. Очень ценился советский шоколад. Ну а к нам хлынула, как только рынок открылся для неконтролируемого импорта, первая волна суррогатчины, из которой мозгоплавильная рекламная машина принялась делать "мировую", "элитную" и т.д. продукцию.

Наступил "дефолт", и поставки иноземного товара сошли на нет.

Но к этому моменту в стране уже были иноземные технологии. 

В "комках" еще реализовывались последние неликвиды времен Первого Суррогатного Нашествия, в которых зубы оставишь, когда пришла вторая волна, made in Russia.

Это наиболее искушенные в деле освоения рыночных пространств "третьего мира" корпорации разместили производство у нас в стране, скупив обанкротившиеся фабрики, и принялись делать суррогаты на месте. Эксплуатируя при этом патриотические настроения покупателей, торговые марки и доброе имя наших производителей («Покровская фабрика», самарская "Россия", «Кондитерская фабрика «Алтай» и т.д. - читай "Штольверк Рус",  "Нестле" и т.п.; если вы сравните красно-белые логотипчики крупнейших российских производителей, то увидите, что все они нарисованы одной рукой). Сегодня шоколад и конфеты с исконно русскими названиями в глазах потребителя выступают как бы альтернативой "Альпен Гольдам" и "Натсам", выпускающимся на тех же самых фабриках из того же эрзац-сырья. В общем, у нас на глазах с рынка выбили добротный, любимый многими поколениями и, главное, натуральный отечественный продукт, заменив его плодами дешевой массовой технологии с названиями "крутыми" западными и родными отечественными, а следом за трансформацией технологий произошла трансформация самого понятия "шоколад".

 

МИРАЖИ СУРРОГАТНОГО МОРЯ

или

ЧЕМ КАПАЕТ "ПТИЧКА"

 

Приведем несколько примеров удачной "раскрутки" изделий, которые даже по нынешнему предельно лояльному законодательству о стандартах не вписываются в понятие "шоколад", но в сознании покупателя таковым являются. Источником стали разрозненные публикации в разных СМИ. Иногда такого рода сведения проскакивают, хотя дать им масштабную огласку, сравнимую с "пиаром", конечно же, не дадут.

"Настоящее золото Альп" "АЛЬПЕН ГОЛД" от "Штольверк Рус" по данным спектрального анализа содержит дешевый заменитель масла какао - масло пальмовое либо его эквивалент, хотя на упаковке этого не сказано. Не соответствует заявленному общее количество жира. Словом, типичный эрзац-продукт, по российским стандартам не имеющий права называться шоколадом, а только "сладкой плиткой". В ПОРИСТОМ "АЛЬПЕН ГОЛДЕ" дегустаторы вкус какао-бобов вообще с трудом обнаружили. Не менее знаменитый "ВИСПА НАЙТ" от "Кэдбери" ("вкус нежности", "секрет волшебных пузырьков" и т.д.) также явил исследователям растительные жиры, не имеющие отношения к маслу какао, а также неизвестные антиоксиданты. Анализ БЕЛОГО ШОКОЛАДА "НЕСТЛЕ" показал гидрированные растительные жиры при минимальном содержании главного ингридиента.

Помимо спектрального анализа, наличие посторонних растительных заменителей определяют по линолевой кислоте. Установлена минимальная доля содержания этого вещества в продукте, при превышении которой он не может считаться шоколадом. В 5 раз эту долю превысили мастера, создавшие изделие "СУДАРУШКА" ("Россия"), в 3,5 раза - "ВДОХНОВЕНИЕ" (концерн "Бабаевский"), в 3 раза - "БАБАЕВСКИЙ", в 1,5 раза "ИВАН ДА МАРЬЯ" ("Рот-Фронт"), в последнем изделии дегустаторов к тому же неприятно поразил вкус соевой муки...

Обзор псевдо-шоколада дополнит серия интересных изделий от "пана союзника". Очень симпатичные 100-граммовые плитки. Подчеркнуто наши, российские названия: "ГУСИ-ЛЕБЕДИ", "ХОТТАБЫЧ" и др. До мелочей родное оформление, надписи, стилизованные под кириллицу, узнаваемые картинки из советских книжек... Покажи такую плитку сотне людей на улице и спроси, что это - все сто, не задумываясь, скажут: "Российский шоколад, самый настоящий". И только особо испорченный товарищ будет долго изучать реквизиты, прежде чем ответит: "Не шоколад, и не российский". После чего, вооружась лупой, покажет тщательно запрятанный в синей дали небес адрес - город Познань и автора - "группа Nestle в Польше". Обратит внимание на состав, где указаны "растительные жиры", и на то, что ни ГОСТа, ни даже ТУ на упаковке нет.

В Польше, давно считающейся европейской столицей подделок и имитаций, надо полагать, разрешения российского Госстандарта на выпуск предназначенных России продуктов не требуют. А в том, что продукт делается исключительно для нас, нет сомнений. В этом убеждает и породуманное до мельчайших деталей оформление, и микроскопическая надпись "Изготовлено по оригинальной рецептуре для России". Умные ребята из корпорации просто вынесли производство за пределы России, избежав недоразумений с нашими контрольными органами, и гонят продукт-имитацию оттуда. В нашей же торговле в 100 процентах случаев на ценниках пишут "шоколад".

Отметим, что перечисленные и многие другие изделия, номинально "шоколад", фактически "сладкие плитки", являются имитациями традиционного отечественного шоколада, и их создатели стараются держаться приличий. Чего тогда ждать от нетрадиционных для нашего рынка карамельных батончиков вроде "Марса" и "Сникерса" (хотя рекламный образ изделий – целое море шоколада, в котором буквально тонет начинка, это именно карамельные батончики), песочного печенья "Твикс", удивительного изделия "Финт" "для тех, кто вправду крут", которое при всех тратах на рекламу в рознице все равно дешевле пластилина? Ждать от этой разновидности кондитерских изделий на основе генетически измененной сои можно чего угодно. Повышенного риска злокачественных образований, например. Заболеваний печени. Нарушения репродуктивной функции у непосредственных потребителей и потомства. И много чего еще - наука всего не знает, но имеющихся знаний хватило, чтобы Китай, Япония, Австралия и много других стран запретили ввоз всей подобной продукции. Одного ждать не приходится - вкуса натурального шоколада.

Показательна метаморфоза знаменитого отечественного семейства кондитерских продуктов "Птичье молоко" ("птичка" на языке технологов) - конфеты, торты, те же батончики. Из шоколадной глазури ушло какао-масло, отчего она перестала быть шоколадной, а сделалась пальмово-маргариновой. Из сливочного суфле - сливки, и его стали делать каким угодно, даже цитрусовым. Диетическое яйцо сменил сухой белок. Многие стали подменять подсластителями сахар. В итоге из 5 "птичек", представленных сегодня на рынке, 4, как выражаются эксперты, "не соответствуют названию".

 

ЧЕМ ЧРЕВАТЫ СУРРОГАТЫ?

 

Насчет трансгенных продуктов все понятно. Одобряют их только заказные ученые, обслуживающие данное направление пищепрома.

Питательная убогость эрзацев тоже не вызывает сомнений. Что бы ни пели о них в рекламах, а в рационе космонавтов, полярников, летчиков и т.д. присутствует именно натуральный шоколад, а не эрзац.

Сравнивая натуральные продукты и суррогаты на предмет витаминов и прочего, обычно упускают одну деталь. Дело в том, что заменителей какао-масла очень много, есть более дорогие "эквиваленты" (фракционированные пальмовые масла с жирами орехов ши, сал, иллипе и пр.), есть "полные" и "частичные" заменители подешевле (гидрированные пальмоядровые и кокосовые масла, ранее использовавшиеся на мыло, соевые, рапсовые и другие масла и смеси, также исконно технического назначения). И все они отличаются не только по цене и химическому составу, но и по физическим свойствам. Поставляют их в Россию со всего мира, и конкретный состав многих заменителей - ОДНА ИЗ САМЫХ ОХРАНЯЕМЫХ ТАЙН современного кондитерского производства. Когда готовилась статья, в распоряжение автора попал любопытный документ. В НИИ кондитерской промышленности исследовали 5 очередных заменителей, и выяснилось, что 3 из них имеют температуру плавления выше температуры человеческого тела. Исследователей интересовала возможность получения "нежного тающего вкуса, не оставляющего ощущения салистости во рту", два образца не были рекомендованы ими даже для ТУ-изделий, не говоря про "шоколадную массу и глазурь". Но медик увидел бы нечто большее. Тугоплавкий жир вообще тяжело усваивается организмом, а растительный, да еще накачанный "химией" - тем более, т.к. наша с вами природная "фабрика" по переработке пищи настроена лишь на естественные тугоплавкие жиры животного происхождения. Что происходит, когда физиологически чуждый нам жир попадает внутрь? Он не плавится сам собой, и организм вынужден "плавить" его химически, мобилизуя дополнительные ферменты. Регулярная мобилизация рано или поздно нарушает секрецию поджелудочной железы и желудка, открывая путь гастритам и язвам, из-за "отвлечения" ферментов обмен веществ становится неполноценным, организм "замусоривается" шлаками, что обязательно проявится в виде какой-нибудь болезни по принципу "где тонко, там и рвется".

Не такого ли рода вещи держатся в секрете поставщиками заменителей? Если да, то секретность оправдана. Ибо когда секреты откроют, производители получат такие иски, что мало не покажется. 





Tags: зомбирование, потребительский рынок, рекламный обман
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment