gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

Categories:

Папуа-Новая Россия. 46. Когда дважды два - сорок




КОГДА ДВАЖДЫ ДВА - СОРОК

В последнее время родные отечественные товары, прежде всего из продовольственного ряда, явно преобразились. Нет, с точки зрения вкуса и качества перемены если и есть, то к худшему. Зато сколько их теперь украшает медалей, регалий и разных других отметок! Что ни товар от сколько-нибудь крупного производителя - то обязательно лауреат выставки, дипломант ярмарки, номинант конкурса, обладатель какого-нибудь всероссийского или хотя бы регионального звания. Иной товарец обвешался на глаза обвешался целыми гроздьями медалей.

И чем дальше мы знакомимся с обновленными товарами, тем интересней становится, а кто присваивает все эти регалии, каким образом, и вообще что это за неведомые звания такие? Ведь если только в прошлом году на Алтае знак "100 лучших товаров России", присвоили 62 товарам, то что остается на долю остальных производителей огромной матушки-России?

Занимается раздачей регалий целая индустрия. В России ежегодно устраивается более 2 тысяч всевозможных региональных и всероссийских торгово-промышленных выставок и ярмарок с дипломами и медалями, если же привезти какой-нибудь товар от поляков или, на худой конец, от казахов, то выставка становится "международной".

Проводится также несколько конкурсов федерального масштаба: "Брэнд года", "Лучший товар года", "Народная марка", "100 лучших товаров России", многочисленные отраслевые конкурсы. И занимаются проведением всех этих смотров достижений капиталистического хозяйства, как правило, коммерческие организации. Со своими, как водится, коммерческими тайнами.

Например, о конкурсе "Брэнд года" известно лишь то, что качество товаров организаторы не тестируют, это не их компетенция, а определяют, как было сказано в интервью Российскому телевидению, некое "постоянство потребительских свойств". Что это такое, и как его высчитывают - коммерческая тайна. Видать, есть чего таить, раз о тайне приходится говорить.

Другое звание, "Народная марка", по замыслу, присваивается устроителями этого конкурса по результатам всенародного опроса. Российский народ доводит свой выбор до компетентного жюри в форме писем, которые идут нарастающей рекой.

И действительно, в офисе устроителей конкурса представителям РТР

показали жиденькую пачечку писем, порядка десятка. Надо полагать, каплю от упомянутой полноводной реки. Специально, как видно, подготовленную для подобных случаев.

А вот организаторы и вдохновители всероссийского конкурса "Товар года" письмами в сумасшедших количествах не заваливаются, а доверяют суждениям профессионалов - сами, по их словам, опрашивают товароведов крупных магазинов, а потом суммируют данные опросов, выявляя наиболее достойные товары по разным показателям. Каких именно "крупных", по каким показателям - неведомо, известно только, что магазины - столичные (фирмы по наделению званиями в рамках всяких всероссийских конкурсов дислоцируются в столице), а качество в число показателей не входит, потому что "проверять его мы не вправе".

Что касается конкурса "100 лучших товаров России", который нынче пройдет уже в седьмой раз, то этот проект вообще перешел всякие рамки приличий. Отбор "сотни лучших" ведется по всей стране путем взимания с производителя, желающего участвовать, 250 долларов в виде вступительного взноса в обмен на анкету, которую руководитель предприятия-участника сам же и заполняет - дает оценку собственному товару. А затем, утверждают устроители, мы-де "считаем региональные, отраслевые, федеральные рейтинги". Считали хорошо. В "последефолтовом" 1999 году, когда высокие радетели отечественного производства махали кулаками после драки, а всевозможные имиджмейкеры высматривали, как бы подзаработать на воцарившихся патриотических настроениях, в число "100 лучших" вошли 202 товара. В следующем, 2000 году, пришел аппетит, и их было уже 836. В 2001 году "сотня" вместила столько, что посчитать не смогли, а если и смогли, то цифры огласить постеснялись. Так и стесняются по сей день.

Естественно, в числе "100 лучших" присутствуют практически все торговые марки, раскручиваемые во всероссийском масштабе. И одновременно с попаданием в "лучшие" попадавшиеся органам, которые проверяют качество. Например, масло мягкое "Деревенское" (в действительности "спред", пальмовый маргарин, которому придается вид сливочного масла), в котором лаборатория экспертизы пищевой продукции института проблем хранения, она же орган сертификации "Молоко", выявила 18 процентов трансизомеров. Отсутствие трансизомеров, если кто не знает, единственное достоинство этих самых "спредов", а стандарт ограничивает их содержание долями процента. Попал в "100 лучших" собачий корм "Чаппи", не соответствующий, как показали испытания, стандартам в части протеинов (на мясном компоненте, если проще, мощно экономит производитель "Чаппи", как, впрочем, и практически всех кормов, собачьих и кошачьих). Каша "Быстров" (овсянка), продукт "скорого приготовления", потребовала на приговление те же 15 минут, как и любая другая крупа, простая и бесфамильная... При желании можно продолжать и продолжать этот ряд.

Мы не хотим огульно обидеть всех дипломантов и лауреатов; есть немало предприятий, достойных всяческого уважения, делающих качественную продукцию. Но похоже, именно такие лауреаты в дальнейшем откажутся от званий и регалий, потому что если дело так и дальше пойдет, ничего, кроме дискредитации, им такое лауреатство не принесет. На Алтае эта "антимедальная волна" наметилась еще в конце прошлого года,

А нам с вами, покупателям, не стоит заблуждаться насчет природы подобных конкурсов. Ребята просто подобрали бесхозную идею, валявшуюся на руинах ВДНХ, подстроились под сегодняшние словеса о подъеме отечественного производителя, поймали "ностальгическую волну" от изрядной части общества, тоскующей по вчерашним временам буйного цветения всевозможных званий, регалий и других атрибутов славы, соответственно идею стилизовали и теперь просто зарабатывают сами и дают возможность заработать другим.

А что? Бизнес как бизнес, не хуже и не лучше другого. Кто-то вот книги печатает, кто-то диваны продает, а эти коммерсанты нашли товар, пользующийся спросом - звания, и торгуют ими. Не хочешь - не покупай. На то и рынок. А что потребители изрядной частью все еще живут дорыночными понятиями и склонны видеть за какими-то отметками на упаковках нечто большее, чем отметки - так это их, то есть нас, личное потребительское дело.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь






Tags: зомбирование, потребительский рынок, рекламный обман
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments