gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

Categories:

Папуа-Новая Россия. 50. Реквием сливочному маслу





ОБ АЛТАЙСКОМ СЛИВОЧОМ МАСЛЕ

И О "ПАЛЬМОВЫХ" БИЗНЕСМЕНАХ, ОТНЯВШИХ ЕГО У НАС

На рынках, в магазинах, бесчисленных ларьках и лотках сливочное масло нынче водится в изобилии. Спешим удивить. В действительности сливочное масло - товар настолько редкий, что встречается даже не в каждой части города и не на каждом рынке, а то, что в изобилии лежит на полках - не сливочное или вообще не масло. О том, сколь нагло и масштабно нас надули, знает только маленькая группа людей, специалистов-маслоделов. Давайте заглянем за фасад изобилия.

ЧТО ТАКОЕ СЛИВОЧНОЕ МАСЛО, КАК ЕГО ДЕЛАЮТ И КАК ПОДДЕЛЫВАЮТ

Распространенное представление о том, что производители масла сбивают его из молока - неверное. Так делают хозяйки в деревнях, а в промышленном производстве масло получают в несколько этапов, используя дорогое оборудование и очень строго отслеживая параметры на всех стадиях. Сначала коровье молоко сепарируют, получая 80-процентные сливки, полуфабрикат сливочного масла. Он поступает в специальный аппарат - маслообразователь, где под влиянием холода и необходимых механических воздействий приобретает знакомую нам структуру масла. Полученный продукт пакуется в специальные емкости, "отдыхает" от холода, затем идет в более холодную камеру, где и дозревает окончательно. Обе камеры снабжены мощной вентиляцией. В них поддерживаются точно заданные режимы температуры, влажности, освещения, соблюдаются строгие требования к покрытию. Процесс сложен, занимает много дней, но только так и можно получить сливочное масло, сохранив в нем какие положено белки, жиры, незаменимые аминокислоты, минеральные вещества и витамины и при этом добиться неповторимого сливочного вкуса.

Все это мы описываем для того, чтобы вы лучше представляли дикую ситуацию, что сложилась у нас в данной отрасли. Технология (а мы перечислили на все) стоит огромных денег, воспроизвести ее в каком-либо хозяйстве по нынешним временам дело немыслимое, тем не менее сегодня масло делают во всех районах края десятки лицензированных и никому не ведомое количество незаконных производителей. За последние год-другой количество частных производителей увеличилось взрывоподобно. Правда, новые торговые марки никому не известны. У большинства мелких производителей их попросту нет. Товар реализуется под видом продукции тех немногих алтайских производителей, которые работают много лет и оснащены должным образом. Например, в Бийске и Барнауле на всех рынках можно найти масло Каменского комбината - производителя известного и уважаемого, хотя в реальности поставок масла от ОАО "Каменский маслосыркомбинат" в эти города в последние годы не было. А в Камне-на-Оби, напротив, магазины торгуют бийским маслом, которого по той же причине в этом городе быть не может.

Каким образом можно делать сливочное масло без необходимых затрат? Само собой, экономя на сырье и на техпроцессе. Техпроцесс, естественно, крайне упрощен. У кого-то стоит маслообразователь, у кого-то все мощности - чан с подогревом. Но основой бизнеса многочисленных маслоделов "новой волны" является махинация с сырьем.

"ПАЛЬМОВЫЙ" БИЗНЕС

Знокомо ли вам на вкус и в качестве кулинарного продукта пальмовое масло? Не торопитесь отвечать. Вкус пальмового масла вам отлично известен. Ибо огромная часть алтайского масла, продающегося как сливочное, на самом деле является пальмовым всего лишь со сливочными добавками. Вспомните-ка свои странные ощущения, когда глаза видят бутерброд, зубы кусают, а на языке вместо ожидаемого, знакомого с детства, яркого сливочного вкуса - некая абстракция, безвкусная пустота, вполне соответствующая преобладающим в наши дни не самым радостным настроениям. Почему мы испытываем такие ощущения? Дело в том, что пальмовое масло, самое дешевое и "пустое" в смысле витаминов масло в мире, совершенно нейтральное (еще говорят: "никакое") по вкусу, и поэтому использующееся для разбавления более дорогого продукта. Вспомните также непонятную пену и черный налет на сковородке при попытке что-нибудь пожарить на продукте, именуемом в нашей торговле сливочным маслом, а также большой расход данного продукта, который имеет свойство быстро испаряться. Ничего подобного с настоящим сливочным маслом происходить не может.

В России налажена целая централизованная система снабжения пальмовым маслом фальсификаторов на местах вроде нашего Алтая. Крупные поставщики находятся в Москве и Питере. Сегодняшняя цена пальмового масла для алтайских оптовых покупателей - в районе 30 рублей за килограмм. Отнимите от нее стоимость растамаживания, затраты на транспорт, хранение, прибыль, налоги - и получите истинную цену этого компонента.

Можно ли выяснить, сколько его содержится в нашем масле? Весьма приблизительно, но можно. Для этого надо знать закупочную цену молока и технологические нормы его расхода на производство разных марок сливочного масла. Закупочная цена молока в Алтайском крае в зимний период достигает 4,80 рубля за литр у "кустарей" и подбирается к 4 рублям у вынужденных подтягиваться, чтобы не растерять сдатчиков, честных маслоделов. Для производства 1 килограмма самого популярного на нашем рынке масла "КРЕСТЬЯНСКОГО" жирностью 72,5 процента требуется 20,2 литра молока; стало быть, оно просто физически не может стоить меньше 80,80-97 рублей. Другая любимая нами марка, 82,5-процентное "СЛИВОЧНОЕ" масло требует примерно 22,3 литра и стоит 89,20-107,04 рубля. По той же пропорции можно легко определить цену, которая должна быть у 78,5-процентного "ЛЮБИТЕЛЬСКОГО" и 65-процентного "БУТЕРБРОДНОГО" масла.

А теперь пройдемся по барнаульским магазинам и посмотрим, что там лежит. Как вам нравится повсеместно продаваемое "Крестьянское" за 45-55 рублей? Или "Сливочное" за 52? Отняв от этой цены расходы на хранение, транспорт, налоги, прибыль поставщику и магазину, фасовку (если масло фасованное), мы почти точно выходим на оптовую цену пальмового масла. Наберется ли в сем продукте сливочного компонента хоть на десятку?

В крае нет продукта, фальсифицируемого в таких же масштабах, как сливочное масло. И поэтому то, что продается у нас под этим названием, надо бы называть "продукт, похожий на сливочное масло".

СЕКРЕТЫ УСПЕХА СУРРОГАТНОГО БЛИЦ-КРИГА

Два года назад, когда фальсификаторы начинали "пальмовый" бизнес, их продукцию после первой пробы никто не брал. В торговле еще было сливочное масло, и пальмовый суррогат, естественно, ему проигрывал. Но слишком уж выгодным обещало стать дело, и слишком неравными были условия конкуренции.

Довольно быстро фальсификаторы опустили цену, и продукция предприятий, делающих масло по-честному, естественным образом "зависла". Торговля стала отказываться от подлинного сливочного масла, оно стало уходить из края в соседние области, прежде всего на Кузбасс, где население имеет более высокие доходы. Относительная закрытость мелких кустарных производств для всякого рода проверяющих дала им возможность экономить на налогах. А когда количество "пальмовых бизнесменов" в крае превысило критическую массу, они наперегонки кинулись перебивать друг у друга сдатчиков молока через повышение закупочных цен, разогнали эти цены до нынешних 4-4,80 (причем, себестоимость молока почти не менялась; например, в хозяйствах Каменского района она составляет 1,98-1,75 рубля), и тем окончательно выбили почву из-под ног честных производителей.

Много ли у нас "кустарей"? В соседней Новосибирской области их не менее 200. Сколько у нас - не знает никто, но ясно, что намного больше.

Пальмовые уши, вернее, листья явственно выпирают из показателей социально-экономического развития Алтайского края за 1999 год – год окончательного "засуррогачивания" замечательного алтайского масла, в свое время известного и уважаемого во всей стране; и почему их до сих пор не заметили те, кто по роду службы обязан в это дело вмешаться - загадка. Рост цен на молоко составил за год 38,4 процента, на сливочное масло - 0. Рост производства масла 22,2 процента, молока - 9,3 процента. Эти цифры - реквием алтайскому сливочному маслу. Возродится ли оно? Вопрос очень непростой; слишком много довольных. Довольны "кустари", вовлеченные в "пальмовый" бизнес. Довольны колхозники и фермеры, подогретые устроенной "кустарями" гонкой цен. Довольна торговля, избавившаяся от дорогих неликвидов. В принципе довольна местная власть: растет производство, собираются пусть не все, но какие-то налоги. В накладе только мы, потребители. И еще честные производители. Но их в крае очень мало, и скоро совсем не будет.

ПОДДЕЛКИ И ИМИТАЦИИ АЛТАЙСКОГО РЫНКА

Что являет собой большая часть алтайского развесного масла, мы выяснили выше.

Из тех же пальмовых и иных растительных заменителей делается почти все представленное в алтайской торговле отечественное фасованное масло – вроде "Крестьянского" с узнаваемыми красными коровами на желтом лугу и с прочими ностальгическими штучками. На их упаковках стоит ГОСТ и названа конкретная, сама по себе уважаемая марка, стало быть, любая торговая инспекция, СЭС, общество по защите, комитет по правам и т.д. вправе хоть завтра взять эти изделия на анализ и снять с реализации как не соответствующие стандартам. С этой группой продуктов все ясно - ПОДДЕЛКА, откровенная и незаконная. Опознавать подделки под "Крестьянское", "Любительское", "Сливочное", "Бутербродное" масло нужно по цене, умножая закупочную цену молока (а в большинстве регионов России она даже выше алтайских 4 рублей) на 20, 21, 22 и 18 соответственно. Это и будет себестоимостью настоящего или, как любят выражаться в рекламах, "правильного" масла. Если на ценнике цифры меньше, то это наверняка "пальма". Но если оппоненты по ту сторону прилавка выставили на фальсификате цену "правильного" масла - вы бессильны. Убедившись, что вкус изделия не особенно сливочный, ищите другой магазин.

Сложнее с продукцией, производители которой формально законов не нарушают, на упаковках вместо ГОСТов ставят ТУ (технические условия) и дают собственные оригинальные названия. Напиши слово "маслице" или "масло мягкое" вместо "масло"; либо оставь своему "тэушному" товару слово "масло" и напиши название "Крестьянка" теми же буквами, что знаменитый "гостированный" товар; да еще расфасуй его так, чтобы ленивый ум покупателя не сразу мог перевести нестандартный вес пачки в килограммы - и рисуй тех же коров на лужайке, как на "Крестьянском", сколько влезет. В этом случае даже теоретически никто ничего не вправе предъявить, равно как подвергать каким-либо санкциям товар. Подобных изделий тоже хватает. Это и есть ИМИТАЦИЯ - так сказать, "подделка в законе". Когда-то в стране было единственное массовое изделие этой группы - т.н. "Угличское" масло на основе гидрированных растительных жиров, т.е. маргарина, о чем откровенно говорилось на видном месте. Затем отдельные старые и легион новых производителей сообразили, откуда денежки растут - и пошло-поехало. От обилия названий новаторских маргаринов сегодня рябит в глазах, и все они стилизованы под сливочное масло. "Городское", "Норвежское", "Калужское", "Деревенское", "Доярушка"... Новации-имитации распознаются по буквам "КМП" – комбинированный молочный продукт (т.е. это вообще не масло, но помните, что не всякий производитель в этом признается), ценой (и это не обязательный признак, отчего бывает особенно обидно), любого рода надписями о холестерине (о холестериновых мифах речь пойдет ниже), указанием в составе гидрированных или растительных жиров (таково требование органов стандартизации, но мы бы не упоминали о нем, если бы оно всеми соблюдалось), ссылками на "сливочный вкус" (зачем они, если масло сливочное, и можно прямо так и написать?), не лучшей рекомендацией является ТУ вместо ГОСТа (хотя в последние 2-3 года появляются и "новаторские" ГОСТы, а теоретически и ТУ можно сделать для подлинного масла, хоть и незачем). Ориентируйтесь на совокупность этих признаков - имитаций слишком много, чтобы давать более четкие правила.

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ИНОЗЕМНОЕ ФАСОВАННОЕ МАСЛО?

Вот мы и подошли к группе иностранных либо выпушенных по иностранным лицензиям товаров. Ведущие позиции в телерекламе, в торговле и, стало быть, в рационе населения занимают именно они.

Успехи этой группы на нашем рынке удивляют и потрясают; это какое-то наваждение! На экранах хлеборобы, пекари, малолетние и разного рода деловые люди сто раз на дню млеют от удовольствия, наслаждаясь "изысканным сливочным вкусом". Глотая слюнки, мы идем и радостно находим в торговых рядах знакомые упаковки, картинки, торговые марки. Покупаем их и вслед за актерами из роликов пытаемся наслаждаться. У людей впечатлительных получается, у остальных - не очень. И лишь когда сбитые с толку заморской химией вкусовые рецепторы очень уж сильно протестуют, мы бываем немножечко патриотами, покупая на какой-либо праздник чуть более дорогое свое, алтайское, сливочное, как мы думаем, масло. Пальмовый компонент которого как бы сближает в нашем восприятии оба вида суррогата. И постепенно, под ни на час не смолкающую телерекламу мы и впрямь свыкаемся с мыслью, что это и есть "нежный сливочный вкус", а его странности (их-то ведь никуда не денешь) относим на счет собственных проблем с восприятием. Таков механизм действия агрессивной рекламы.

Что за продукт навезли к нам в красивом пластике, не знает никто.

Технологически, это, видимо, маргарин, т.е. некий дешевый жир с искусственно добавленным атомом водорода. Плюс огромное количество ароматизаторов, эмульгаторов, "добавок, идентичных натуральным". Какие именно пищевые добавки - не уточняется; на сегодня мировая химическая наука изобрела их не менее 5 тысяч, сымитировать можно практически все, и поэтому отдаленный намек на сливочный вкус в изделиях все-таки присутствует. Но что за жиры (и жиры ли) составили основу изделия, наши технологи разгадать не могут - очень уж странно ведет себя сей продукт даже для маргарина. Проделайте опыт: положите кусок изделия, наиболее мощно навязываемого нам с телеэкранов, на горячий блин и поместите под крышку. Пролежит хоть час и останется куском. Температуры плавления, которая есть у любого жира и у маргаринов в том числе (оптимальны для организма жиры, плавящиеся при температуре тела; идеальны - сливочные; тяжелы - с температурой плавления от 37 градусов), у данного вещества, похоже, вообще нет. Спросите хозяйку, которая пыталась что-нибудь на нем жарить, о результатах ее попыток - и после нелестных отзывов о продукте узнаете, что он не плавится, а, как и все на сковородке, горит.

Попытка оценить себестоимость изделия приносит новые загадки. Учитывая, что в странах Запада молокопродукция стоит (очень грубо) раз в 5 больше нашей, отняв (по минимуму) торговую наценку, растаможивание и затраты на транспорт, вообще не учитывая расходы на фасовку, великолепную красочную полиграфию и рекламное обеспечение, мы выходим на фантастически маленькую цену. Это не маргарин. Это даже не пальмовое масло. Это... что? Большой, очень большой вопрос. Почему-то вспоминаются фашисты, в порядке опытов и для снижения себестоимости содержания узников занимавшиеся опытами с суррогатными продуктами; в частности с жироподобными веществами из антрацита. Поистине удивительный продукт, еще более удивительным образом захвативший огромную часть нашего потребительского рынка.

И все же одной рекламы, даже супер-навязчивой, для подобного успеха мало. Многие ведь знают, что эти изделия не имеют к сливочному маслу никакого отношения, и покупают суррогаты сознательно. Почему? Важнейший секрет успеха товарной агрессии - искусственно раздуваемый страх перед животными продуктами, прежде всего маслом, из-за наличия в нем холестерина.

КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ МАРГАРИНОВ

Страх перед жирами животного происхождения распространился не только широко, но и пугающе высоко. В среде людей, занимающих не последние должности в системе крайздрава, всерьез обсуждается предложение обложить производителей сливочного масла таким акцизом, чтобы вообще вымести их продукцию за пределы края, оставив населению одни растительные маслопродукты.

Возраст должностных лиц позволяет предположить, что некоторые моменты новейшей истории маргаринов им просто неизвестны.

Маргарины, столь усердно пропагандируемые легионом поборников здорового (в их понимании) питания, еще 20 лет назад были под запретом в системе школьного питания, в общепите санаторно-курортной сферы, в больницах, детских дошкольных учреждениях. Столовые, если в них не воровали, работали только со сливочным маслом. Не потому, что маргарины вредны - они, если это честные изделия, очень полезны; а оттого, что они не могут заменить масло, не содержат многих важных для веществ и, в качестве замены, не способны обеспечить полноценное питание.

Но где-то в середине 80-х их стали осторожно в рацион допускать. Это случилось, когда благосостояние советских людей стало все сильнее "расти вниз", а масло, колбаса, мясо стали дефицитом. То есть маргарин узаконили в общепите не по "холестериновым" или медицинским причинам, а чисто по социальным и экономическим. Тогда же и потому же были "ослаблены гайки" дисциплины стандартов, и разрешены первые вольности с ГОСТами. Прошли годы. То, что было продиктовано жесткой экономической необходимостью, постепенно превратилось в знамя целой идеологии над многотысячными легионами сторонников, а первые ласточки "новаций" (например, "Угличское" масло), которые народ принял без особого восторга, развернулись в такие стада имитаций, что среди них совсем затерялся подлинник.

СКАЗКА О СТРАШНОМ ХОЛЕСТЕРИНЕ, КОТОРЫМ НАПУГАЛИ ВСЮ РОССИЮ

О нем кричат яркие надписи на всех "колониальных" и подражательных российских изделиях. Его склоняют в рекламных передачах о разного рода "околомедицинских" препаратах. Ему, вражине, т.е. борьбе с ним, посвящены сотни "целительных" книжек, заполнивших целые отделы в книжных магазинах... Не удивительно, что в общественном сознании сформировалась паническая боязнь продуктов животного происхождения, особенно масла, принявшая масштабы настоящей национальной истерии.

У нас много людей, которые не назовут инициалов Президента, но про пресловутые "бляшки" в сосудах знает каждый первый. При этом "базовые" знания, даже самые элементарные, близки к нулю. Начиная с вопроса, что это такое вообще. С него и начнем. В типичном вульгарном представлении это некая гадость, которую мы едим с маслом и мясом, и которой забиваем сосуды. Преставление сколь смелое, столь и далекое от истины. Холестерин - один из важнейших участников обмена веществ в организме человека, в том числе самого фанатичного вегетарианца. Он участвует в формировании и жизнедеятельности всех органов, тканей и систем человека, а в первую очередь - органа, которым человек полагает, что думает, головного мозга.

В его обязанности входит работа с "жирорастворимыми" витаминами, включая совершенно необходимые нам А и D. (которые, кстати, содержатся исключительно в животных продуктах, которых крайне мало в природе, но сливочное масло в их числе). Витамины, если кто не знает, это такие штуки, которые обеспечивают нам весь обмен веществ, в большинстве своем организмом не производятся, но очень ему нужны и потому обязаны поступать с пищей. Витамин А отвечает за нормальное зрение, рост и обмен; а без D дети просто не будут расти, ибо именно этот витамин формирует костную ткань из кальция.

Общеизвестно, что при многих тяжелых инфекционных, прежде всего легочных заболеваниях лечиться надо не одними лишь медицинскими препаратами, а еще и регулярными порциями сливочного масла и других животных жиров.

Не задумывались, почему? Ведь ни жировая молекула, ни холестерин не убивают агрессоров-микробов. Наряду с другими здесь срабатывает и механизм, описанный выше: человек получает витамины, необходимые, чтобы организм усилился, активизировался, мобилизовал антитела на борьбу с агрессором; а в комплекте - холестерин, проводник витаминов, без которого они в лучшем случае бесполезны. Плюс калории, т.е. энергию, своего рода "топливо", необходимое для обеспечения всей "военной кампании".

То есть, холестерин - нормальный продукт естественного обмена веществ, кроме того, один из важнейших "оборонных ресурсов" человека. Почти весь необходимый для жизни холестерин, примерно 2 грамма в сутки, наш организм производит сам, а если по каким-то производство свернется, последствия бывают страшные. Но наша суточная потребность в холестерине - 2,5 грамма, поэтому 0,5 грамма поступает с пищей. Главный внешний источник - естественно, животные жиры, однако, основа холестериновой молекулы, "каркас", который организм легко заполняет имеющимися в распоряжении "кирпичиками", содержится фактически во всех продуктах - и растительных, и животных. И если по каким-то причинам "импортируемые" полграмма не поступили, организм способен некоторое время восполнять дефицит самостоятельно. Много тысяч лет наш биологический вид (род Homo, отряд Pitheci) охотился на зверя, загонял хоботных, копытных и прочих братьев по теплой крови, но охота - такое занятие, где удача не бывает ежедневной. а эти случаи и рассчитана данная способность разноядных зверей, каковыми с точки зрения природы мы все являемся, временно, в течение нескольких дней, восполнять дефицит "внешнего" холестерина холестерином "собственным". Но - только временно!

Что получится, если начать изгонять холестерин из рациона?

Организм всего лишь усилит производство своего холестерина, "выжимая" нужные для него вещества хоть из хлеба с морковкой. Если же продолжать порствовать, то можно так разогнать собственную "холестериновую фабрику", что она вообще "сойдет с катушек" и начнет выпускать такие сверх-дозы, что действительно получим и пресловутые "бляшки", и много чего другого.

А вообще про атеросклероз мировая наука, в отличие от домохозяек, всего не знает; бесспорно лишь то, что "бляшки" - процесс очень сложный, ему способствуют десятки факторов, и, кстати, сурроганая синтетическая пища - как раз один из них.

В общем, прагматика: ешьте в меру, разнообразно, не излишествуйте и, главное, больше двигайтесь - таков общий смысл всей современной диетологии при всем изобилии научных школ, школок и направлений. Лишний холестерин в крови - это разбалансированный обмен, реакция организма на малоподвижность и перекосы в питании - без разницы, в какую сторону, животную или растительную. Поэтому когда, измеряя холестерин в крови, находят повышенное его содержание, это в первую очередь сигнал к тому, что надо активизировать обмен веществ, лучше задействовать системы и ресурсы, заложенные в нас природой, или, проще говоря, двигаться больше.

Откройте любой справочник по лечебному питанию (только не из нынешних, заполнивших все книжные ряды "астральных" и "ритуальных", а нормальный), и вы узнаете, что в пожилом возрасте или при малоподвижном образе жизни, когда интенсивность обмена веществ снижена, избыточное употребление холестерина усугубляет нарушенный обмен, но и при этих состояниях достаточно ограничить количество холестерина в пище, а не исключать его. Резкое ограничение холестерина в рационе ведет к увеличению его образования в организме.

Видите, как все упрощается с обретением "базовых" знаний.

Нужен ли холестерин? Спросите: нужна ли кровь? или голова? - это одно и то же.

Можно ли от него избавиться? Вопрос абсурден.

Можно было бы опубликовать таблицу содержания холестерина в разнообразных продуктах, но психологически она сыграет в обратную сторону. Если перевести таблицы микродоз в более понятные единицы, то в килограмме сливочного масла содержится примерно три суточные дозы холестерина. Столько же в одном яичном желтке, но яиц почему-то очень мало боятся. Замечаете, насколько мы непоследовательны в своих убеждениях? Для пожилых и ленивых граждан (а в целом они склонны к убеждениям более других) количество суточных доз в яйце и 1 кг масла увеличивается до 7-8. Всего человеку нужно в день 80-90 грамм жиров, из которых 30 процентов - растительные. В некоторых строгих диетах доля растительных жиров увеличена до 40-50 процентов, но заметьте: ни одна лечебная диета из числа традиционных не исключает сливочного масла, напротив, все они настаивают: рацион должен быть разнообразным. И это понятно. Маргарины, как еще в 1950-е годы выяснила наука, гораздо вреднее любых продуктов с холестерином, потому что транс-изомеры, в них содержащиеся, являются факторами атеросклероза, аллергических, воспалительных и раковых заболеваний, ослабляют иммунитет и способствуют ускоренному отложению жировых прослоек у лиц, склонных к ожирению.

Если же вы придерживаетесь "нетрадиционных" медицинских знаний, то и это не безнадежно. Постичь необходимость полноценного рациона мы можем с другой стороны. Подойдите к собрату или, на худой конец, к зеркалу. Улыбнитесь как можно шире. Видите зубы? Присмотритесь. У нас имеются клыки хищника, резцы грызуна, коренные травоядного. Биологически мы с вами, г-да особи рода homo из отряда приматов, типичные разноядные, нам нужна всякая пища, животная и растительная, белки и клетчатка с соответствующим тем и другим жировым сопровождением. Так распорядилась природа, и ничего с этим поделать нельзя. Вы же не думаете, что все остальное, что расположено ниже вдоль пищевого тракта, устроено иначе, чем зубы, и сориентировано только на растительную пищу. Любой живой организм, включая наш, построен по принципам гармонии. И кстати, с этой точки зрения сливочное масло - один из самых уникальных в мире продуктов, воплощенная гармония витаминов, микроэлементов, жиров, энергии, вкуса. Все, можете отойти от зеркала и закрыть рот. Или наоборот: закрыть и отойти.

Задание на дом: улыбайтесь друг другу чаще - и вы будете всегда помнить о своей природе и о том, как правильно с ней себя вести.

Феномен "холестериновой сказки" когда-нибудь будет просто рутинным примером в учебнике социологии. Но сегодня он актуален и грозно загадочен. Наше самозабвенное стремление перевести себя на растительный рацион без масла и мяса равносильно попытке перевести волка на траву или барана на мясо. Но с волком, живущим в согласии природой, не получится, а с людьми - запросто, потому что в отличие от волков и баранов у них есть мозги, много о себе мнящие, и их можно запудрить.

Обнадеживает, что не весь мир сошел с ума, хотя нам и говорят, что нынче он, особенно в западной части, поголовно озабочен холестериновым вопросом. Ажиотаж по поводу масла и мяса на Западе действительно был. В 60-е годы. По времени это совпало с бумом химической промышленности, которая совместно с тамошним пищепромом начала бурно осваивать технологии гидрирования, рафинирования, химического витаминизирования и прочего. Но уже в 70-е, выяснив насчет холестерина то, что мы вкратце изложили, западные диетологи (как и наши), спокойно работали, считывали дозы, определяли оптимальные пропорции растительных и животных жиров в рационах. А обыватели вернулись к натуральным продуктам, оставив дешевые новации-имитации тем, кто не имеет достаточных доходов для того, чтобы покупать только натуральную пищу.

Сейчас они, скорее всего, вообще не знают о царящей в России истерии - сильно уж далека она от науки.

Итожим.

Сказка о страшном холестерине - это не просто ностальгия советского человека по образу врага; это - информационная технология. И масштабы истерии, и явная однобокость знаний, и, главное, экономическая подоплека "холестеринового вопроса" наводят на мысль, что нас просто наглым образом накачали страхами, и кому-то это очень надо. Кому? Вот именно, тем, чьи изделия мы стали покупать, отказавшись от сливочного масла, да еще мошенникам, запускающим на наш рынок методом "пирамид" всякие чудо-таблетки. Как думаете, почему ажиотаж практически не касается яиц, хотя по содержанию холестерина это настоящие "бомбы"? Не оттого ли, что у этих продуктов на нашем рынке пока, слава богу, нет западных конкурентов - каких-нибудь генетических уродов, квадратных и обезжиренных?



Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь


Tags: зомбирование, потребительский рынок, рекламный обман
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments