товарный ряд: зерна и плевелы
О ПОДСОЛНЕЧНОМ МАСЛЕ, КАРТИНКАХ ДЛЯ ДИКАРЕЙ
И "ДАВИЛКАХ", ВЫЖИМАЮЩИХ ИЗ ЛЮДЕЙ ЗДОРОВЬЕ
Начался сезон заготовок, дары природы делают все более роскошным стол, и каждая хозяйка, независимо от того, из какого места у нее руки растут, покупает подсолнечного масла в разы больше, чем обычно. О нем и поговорим, потому что подсолнечное масло - классический пример новейших метаморфоз, происходящих с привычными продуктами повседневного спроса. Его сейчас продают на каждом шагу: отечественное и иностранное, местное и привозное, "раскрученное" и невесть какое. Реклама поет и хвалит разные марки на все лады. Но что мы о них, этих марках, реально знаем? Только то, что считают нужным вложить в наши головы устроители рекламных кампаний, т.е. ничего. Не собираясь заниматься рекламой одних марок и антирекламой других (это узкое понимание), мы хотим объективно рассказать о типичных образцах продукции, составляющей нынешний ассортимент, об их содержании, технологиях, истинном качестве, словом, обо всем, что имиджмейкеры держат за рамками рекламных текстов (и делают это, как мы много раз убедимся, неспроста). Задача публикации, как и всей нашей рубрики "товарный ряд": дать читателю информацию не очень известную, но, без сомнений, крайне важную. Для здоровья, для кармана, ну и для общего развития.
МЕТАМОРФОЗЫ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА
Если посмотреть на ассортимент подсолнечного масла, имеющийся в алтайской торговле (как, впрочем, и на любой другой ассортимент продовольственной группы товаров), мы увидим, что положение сложилось абсурдное, даже позорное для аграрного края, который был и остался житницей Сибири. Вплоть до 80-х годов к нам ехали из соседних регионов за продуктами, зная, что на Алтае делают лучшие в Сибири сыр и подсолнечное масло, получают лучший в СССР мед и растят самую чистую твердую пшеницу... Потом людей морили дефицитом. Потом выстроили, "прикрепив" к магазинам по месту жительства, с талонами, которые чем дальше - тем реже удавалось "отоваривать". А потом как по мановению волшебной палочки прилавки преобразились: торговлю заполнили импортные продукты. Красивые на вид, странноватые на вкус, мастерски расфасованные, в ярких, как для дикарей, баночках, бутылочках, упаковках. Причем, всякий, кто бывал в странах-изготовителях, знает: там этого не едят. Колбаса в Германии имеет вкус колбасы, а не бумаги; растительное масло в Америке пахнет растением, из которого получено, а не рафинированной абстракцией; ну и так далее...
Словом, на Алтай пришел "колониальный" товар. Приплыл "сброс" из половины мира, суррогатная, никому - там, у них - не нужная, мусорная продукция. Соответственно, отечественный производитель тоже "поплыл", сбросил производство до уровня ниже, чем во времена дефицитов. А когда выплыл, вслед за первой грянула вторая напасть. Разобравшись в мутной воде, которую являет собой наш недо- и полу-рынок, начали перерабатывать сельхозпродукцию многочисленные местные организации и частники, не имеющие ни условий, ни оборудования, ни опыта. В торговлю хлынула дешевая, откровенно кустарная, порой опасная для здоровья продукция.
В результате производители, десятки лет делающие по всем правилам нормальную, качественную продукцию, оказались зажатыми с двух сторон. Дошло до того, что настоящих натуральных продуктов - колбасы, растительного и сливочного масла, тушенки и многого другого сегодня в Барнауле почти нет, а при ближайшем изучении того, что есть, волосы встают дыбом.
ЧТО ТАКОЕ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО, И КАК ЕГО ДЕЛАЮТ?
Неблагодарное это дело - рассказывать в газете о технологии, но чтобы понять суть безобразий, творящихся с продуктом, и осознать их масштабы, придется поговорить о технологии.
Всем известно, что получают его из семян подсолнуха, и на этом знания в основном кончаются. Некоторым также известно, что подсолнечное масло - еще и исконно русский продукт. Почти каждый народ имеет в рационе свое национальное масло: жители Средиземноморья - оливкое, американцы - кукурузное, китайцы - соевое, в разных странах традиционно используется горчичное и хлопковое, арахисовое и льняное, кунжутное и рапсовое, маковое и конопляное... Подсолнечник в Россию привез Петр I, в качестве декоративного цветка, а масло из него впервые стали делать в середине XIX века воронежские крестьяне. С тех пор маслодельная отрасль и русская кухня шли бок о бок, развивались параллельно. Постепенно маслоделы научились сохранять в продукте максимум полезных веществ, добиваясь наилучших вкусовых и кулинарных качеств.
В начале 1950-х годов в СССР были построены несколько крупнейших заводов с классической технологией, в том числе чуть было не канувший в Лету, но все же сумевший выжить и отвоевать местечко под суровым рыночным солнцем Барнаульский маслобойный. В общем, за полтора столетия промышленного получения масла в России была выработана технология из 5 минимально необходимых производственных стадий.
На первом этапе семена (ни в коем случае не гнилые и не сырые!) расщелкиваются на рушильном барабане, лузга (так производственники называют шелуху) отвеивается. Далее ядрышки размалываются на вальцовочных станках. Полученная масса подогревается, затем отжимается прессом. Отжатое масло фильтруется. Это, так сказать, подлинное, в полном смысле слова натуральное масло, или, на языке ГОСТов, НЕРАФИНИРОВАННОЕ.
Более века другое подсолнечное масло в пищу не использовалось. Но затем научно-технический прогресс, пришедший в пищепром (где он меньше всего нужен), породил немало технологий дешевого, ускоренного, массового производства. Так, помимо механического отжима, масло извлекают из сырья химическим путем, с помощью, например, бензина, другого летучего вещества. Получается масло ЭКСТРАКТИРОВАННОЕ, которое прежде традиционно использовалось для производства лаков и красок, а сегодня присутствует в пищепроме.
При получении РАФИНИРОВАННОГО масла продукт резко нагревается до 160-200 градусов и химическим способом, щелочами, очищается от примесей; если же экономить на теплоэнергии, можно рафинировать серной или фосфорной кислотой, нейтрализуя это дело теми же щелочами и получая продукт весьма обезличенный.
Еще бывает масло ГИДРАТИРОВАННОЕ, т.е. дополнительно осветленное с помощью горячей воды и едва узнаваемое, а также ДЕЗОДОРИРОВАННОЕ, т.е. настолько очищенное от всего, что не жир, что определить, из какого оно растения, вообще невозможно.
Чувствуете, сколько рекламной лапши упало с ушей даже при кратком знакомстве с технологией?
Обозначим ее.
* Малопонятное, но красиво звучащее слово "рафинированное" вовсе не означает высокого качества или особых свойств продукта, как вбивает нам в головы телереклама; это всего лишь технический термин, обозначающий технологию, массовую и дешевую.
* Сочетание "рафинированное натуральное", сплошь и рядом встречающееся на этикетках и в роликах - абсурд, изыск рекламистов и ничего более. Тем более "экстрактированное натуральное".
НОВАТОРСКИЕ ТУПИКИ, ПРЕВРАЩАЕМЫЕ РЕКЛАМОЙ В ДОСТОИНСТВА
Для чего применяются все эти новаторские методы, безусловно ухудшающие вкус и сводящие к нулю какую бы то ни было полезность продукта? Разумеется, для получения максимальной прибыли.
Механическое очищение и прессование сырья с одновременной выгонкой влаги через нагрев - метод самый здоровый, сохраняющий в продукте все хорошее, что заложено природой. Но это и самый дорогой метод. Очистка (наш никем не отмененный ГОСТ допускает в сырье, идущем под пресс, не более 3 процентов лузги), размол, нагрев, прессование - все это требует дорогостоящего, громоздкого оборудования, много энергии и рабочих рук, качественного сырья. Суть всех новаций - экономия на чем-либо из перечисленного.
Химические способы выгонки позволяют резко снизить требования к качеству сырья, годится и низкосортное, повышенной влажности и т.д., а это немалые деньги.
При щелочном осветлении, т.е. рафинировании, не требуется такой степени чистоты сырья, как при механическом отжиме, значит, отпадает рушильное оборудование. В итоге никаких примесей, делающих продукт полезным, в масле нет, и чуть более слабый запах при жарке - его единственное достоинство ("Нерафинированное! Соседка дала?" - стыдит рекламная хозяйка рекламного же непутевого мужа).
Убирая нагрев, получают масло с повышенной влагой, которое очень быстро расходуется (так называемый "холодный отжим", которым так любят хвалиться в рекламе), а по сути покупателя просто нагревают с количеством. С помощью же гидратации влагу не только не убирают, а нагоняют ее дополнительно, заодно вымывая полезные вещества.
Далее, химия позволяет дополнительно выжимать то, что уже было выжато традиционными способами до последней капли. Ну а хвалить полученную таким путем осветленную муть можно только за отсутствие холестерина (который вообще встречается только в животных продуктах). Кстати, обратили внимание, насколько подешевела относительно масла халва? Она так же, как и масло, идет в основном "пустая", представляет собой смесь никуда больше не годных сухих веществ с сахаром и стоит почти столько же.
ЧЕМ ЖЕРТВУЮТ НОВАТОРЫ?
Общепризнано, что подсолнечное масло - продукт во всех отношениях замечательный, источник многих ценных веществ, необходимых для человеческого организма.
Прежде всего это полиненасыщенные кислоты (линолевая, линоленовая,
арахидоновая - их еще рассматривают как витамин F), относящиеся к так называемым незаменимым, поскольку в организме они не синтезируются и
обязаны поступать с пищей. Их назначение: предохранять сердечно-сосудистую систему от инфаркта, приводить в порядок органы пищеварения, кроме того, на витамине F во многом базируется иммунная система, он участвует в формировании клеточных мембран и оболочек нервных волокон и еще, между прочим, признан средством профилактики атеросклероза. Всем хорош этот компонент, но одна беда - чем его больше, тем масло быстрее портится, прогоркает, реагируя с кислородом воздуха.
Бутылочное нерафинированное масло хранится максимум 4 месяца, бочковое и фляжное - 1,5, при этом не любит света, тепла и холода, а вот рафинированные, дезодорированные и т.д. химические новации - до 2 лет, потому что портиться в них нечему. И они очень непритязательны. Понятно, что не только производственнику, но и коммерсанту работать с таким маслом куда выгоднее, чем с натуральным.
Витамины группы Е (токоферолы) стимулируют мышечную активность, регулируют функции органов размножения, обеспечивают газообмен на клеточном уровне. При рафинировании теряются почти полностью; при жарке (о которой трындит почти вся "подсолнечная" телереклама) немедленно уничтожается их остаток.
Перечень компонентов, приносимых в жертву коммерческим интересам, продолжит витамин D (кальциферолы), абсолютно необходимый для растущего организма. Витамин А (ретинол), важный для нормального зрения, полноценного роста, состояния кожи и волос. Фосфатиды, регулирующие уровень холестерина в крови (именно их в первую очередь удаляют в новаторском секторе маслобойной отрасли, чтобы сделать продукт прозрачным).
Особенно много сопровождающих жиры веществ в осадке. Широкие массы покупателей почему-то считают наличие осадка признаком плохого качества. А многие бабушки, сумевшие пережить и войну, и последующий голод, специально дежурят у бочек, чтобы купить именно осадок, а потом пекут на нем и замешивают его в тесто. Нам бы прожить столько же, как они!
Еще одно широко бытующее заблуждение: если масло пенится при жарке, оно плохое. Иноземные масла действительно ничем не пахнут и никогда не пенятся. В действительности именно пенка и является средоточием всех витаминов и фосфатидов, показателем их присутствия. Да, она мешает. Бросьте в масло щепотку соли - и жарьте на здоровье.
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ПЕРЕСОРТИЦА
Теперь разберемся с сортностью. Наш ГОСТ не очень-то приспособлен к технологическим новациям. Он определяет качество масла не по влаге, не по витаминам и не по способу производства. В основе оценок лежит так называемое "кислотное число" - содержание свободных жирных кислот. Чем больше в исходном сырье гнилых, испорченных семечек - тем выше показатель КЧ. Масло высшего сорта имеет КЧ до 1,5; первого - до 2,25; и есть также второй сорт с КЧ до 6 - это масло идет на технические цели, для производства олифы и других лако-красочных материалов. Химическими путями можно добиться КЧ 0-0,4. Вот поэтому "нулевые" по вкусу, "витаминному наполнению" и этому самому КЧ красивые бутыли и хлынули на наш внутренний рынок без каких-либо осложнений, а затем послужили методическим пособием для отечественных подражателей. Года три назад контрольные органы провели показательное массовое изъятие импортного масла с оптовых баз в масштабе страны. Однако, замшелости отечественного ГОСТа остались неприкосновенными, из чего можно сделать вывод, что "зачистка" была сделана отнюдь не качества ради, а исключительно для содействия отечественным подражателям, делающим аналогичную продукцию.
Кстати, у помешанных на вопросах здоровья американцев продукция "новаторских" технологий не в чести. Масло вроде того, что рядами стоит во всех наших супермаркетах и "раскручивается" центральными российскими телеканалами, у них считается бросовым, дешевым. А натуральные продукты, сделанные по традиционным консервативным технологиям, продаются в специальных магазинах, очень дорогих. И не все могут позволить себе покупать в этих магазинах.
А сейчас выведем на свет божий еще несколько рекламных "уток".
* Часто встречающаяся на бутылках надпись "без холестерина" - передергивание, фантазия на популярную тему; в растительных продуктах холестерина не бывает, и вообще он организму нужен, важен, просто во всем нужна мера.
* Когда заказчик рекламы с гордостью говорит про "холодный отжим", это не имеет отношения к вопросу о натуральной или химической технологии, а означает лишь то, что в погоне за дополнительной прибылью он исключил из производственного цикла жаровню, и в его масле много воды.
* Если вас интересуют полезные вещества, не особенно доверяйте указаниям на "высший сорт"; в случае с маслом ГОСТ серьезно отстал от жизни, вся "пустая" продукция укладывается в него с запасом.
* Большие сроки годности свидетельствуют не о качестве, и тем более не о натуральной природе масла; наоборот, они говорят о синтетическом происхождении.
"ДАВИЛКИ"
Переходим к другой части предлагаемой нашим рынком продукции.
Своей кажущейся простотой "подсолнечный бизнес" сегодня привлекает многих, но денег и возможностей для того, чтобы организовать полноценный технологический цикл, ни один колхоз не имеет.
Что делают? Ставят простенький пресс (так называемая "давилка") и при нем емкость. Давят семечки вместе с шелухой, потом отстаивают масло, чтобы выпал осадок. Сливают. Продают. Дешево и сердито.
Чтобы понять, чем плоха новация, выбрасывающая 4 из 5 производственных стадий, надо сделать экскурс в науку о растениях. Назначение лузги (или шелухи), если кратко - не только механическая, но и химическая и биологическая защита семени. Лузга подобна фильтру, который в течение всего периода созревания задерживает нежелательные для семени вещества, а также бактерии. Другими словами, концентрирует все вредное, что есть в воздухе и в осадках: нитраты и бензолы (вблизи дорог), ядохимикаты и удобрения, кислотную составляющую нынешних пром-дождей и соли тяжелых металлов, рассеиваемых буро-угольными котельными на десятки километров вокруг... Все это, плюс собственная воскоподобная оболочка из многоатомных спиртов при холодном отжиме целого семечка идет в масло, отчего последнее приобретает характерный горький вкус.
Сами колхозники его не берут. Везут в город, где реализуют, частенько по подложным документам. А для себя берут в городе нормальное масло.
Никто точно не знает, сколько таких "давилок" работает сегодня в наших колхозах, товариществах и частных хозяйствах. Тем более никто не знает, для скольких сердечников, астматиков, онкобольных и т.д. продукты из-под "давилки" становятся той последней каплей, которая помогает перебраться из нашей бренной действительности в лучший мир.
Напомним, что отраслевые нормативные документы допускают в массе, идущей под пресс, не более 3 процентов лузги, и это требование как будто не отменяли.
Осталось посмотреть, каким образом реализуется "разливная" часть новаторского масла. "Горькое" продается на разлив в магазинах, магазинчиках и из бочек. Зачастую в смеси с хорошим маслом. Нередко продавцы такого масла имеют документы, выданные известным, уважаемым производителем. Возьмет товарищ флягу нормального масла, получит на нее документ, а на следующей день точки по всему городу торгуют невесть чем, и у каждого продавца по копии.
Когда-то такие копии были черно-белыми, а теперь и струйных цветных принтеров в офисах полно развелось, и рынок поддельных сертификатов развился.
Мало того, что продают не то масло, которое на ценнике, еще и нагреет вас немножко с объемом. Для этого в бочки суют тэн. По законам физики объем расширяется (а в рознице масло продают, как известно, литрами), рубль к рублю - детишкам на молочишко.
Есть сведенья, что много завозится на Алтай красивого и дешевого масла из Краснодара и с Украины. С кислотным числом, как показали исследования
одной из наших аттестованных лабораторий, достигающим 6. То есть техническое, для олиф и красок. Но благодаря цене его хорошо покупают. Организации - в частности, пекарни и хлебозаводы Барнаула, делающие на нем хлеб; и граждане - в точках бочковой торговли.
В Кемерово, где санитарные службы доказали несколько случаев отравлений, несколько лет назад это масло запретили к продаже. Не по рыночному, зато эффективно. У нас подобных мероприятий не было, контрольные органы, как видно, информацией не владеют.