gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

Category:

Папуа-Новая Россия. 55. Пустышки молочного прилавка. Части I-II




Мы начинаем давно назревший разговор о молоке и молочных продуктах. Алтай всегда был не только хлебным, но и молочным краем. Многие годы мы полностью обеспечивали себя молочной продукцией, поставляли ее в другие регионы, а жители соседних областей, исправляя оплошности Минторга, пользовались случаем, чтобы купить на Алтае масло, сыр, кисломолочные продукты.

Все изменилось. Многие предприятия, продукция которых брала награды на выставках, была уважаема и любима во всей Сибири, сбавили объемы. И уже в наш молочный край везут продукты из соседних областей, Москвы, зарубежных далей. Прилавки ломятся от красивых "живых", "чудесных", "волшебных" изделий. На экранах сутками напролет млеют от удовольствия, наслаждаясь "натуральными", "изысканными" вкусами, розовощекие дети и счастливые взрослые. Глотая слюнки, мы идем и радостно находим в торговых рядах знакомые упаковки, картинки, торговые марки. Покупаем, вслед за актерами пытаемся наслаждаться. Чем именно? Об этом мы и будем рассказывать. А начнем с "базовой" продукции - фасованного молока.

"ПУСТЫШКИ" МОЛОЧНОГО ПРИЛАВКА

ЧАСТЬ I.

БАЙКА О "МИЛЫХ МИЛАХ"

Сегодня в торговле имеются две большие группы изделий. Скоропортящееся молоко с суточным сроком хранения в неброских пакетах, как правило, местное; и долгохранящееся, в красивых тетра-паках или бутылках под металлической крышкой, как правило, привозное.

В привозном секторе лидируют, что понятно, те торговые марки, которые не один год "раскручивает" в масштабах страны Центральное телевидение. Когда-то сама идея разливать в одном месте молоко для всей страны показалась бы абсурдной, но теперь настало время чудес, и нас все настойчивей приобщают именно к такому молоку, хранящемуся неделями.

Кроме того, имеется довольно много безымянных изделий с недельными сроками хранения из областей, которые никогда не были "молочными" - Томской, Кемеровской, Новосибирской, Красноярского края. И все чаще появляется привозное молоко в стеклянных бутылках под металлической крышкой, сохраняющееся месяцами.

В отличие от йогуртов, сырков и некоторых других позиций, где импорт и привозной товар почти вытеснили местную продукцию, алтайское молоко все еще преобладает в торговле - сказывается чуть меньшая цена и консерватизм "возрастной" части населения. Но "посторонний" сектор быстро растет, и не надо быть экономистом, чтобы увидеть: если в ближайшие годы алтайские производители не освоят выпуск "домиков", "мил" и других подобных изделий, им придется уступить рынок.

Все это, на первый взгляд, от нормальных покупательских интересов отстоит так же далеко, как земля от неба - пусть себе коммерсанты с производителями за рынки бьются, а нам лишь бы товар был, и цены не слишком кусались. Но в действительности вопрос, чью продукцию мы с вами покупаем, далеко не праздный.

ПОЧЕМУ ПРИВОЗНОЕ МОЛОКО ДОЛГО ХРАНИТСЯ?

Когда мы идем в магазин за молоком, нам по большому счету до лампочки, чье оно, откуда и по какой технологии расфасовано. Молоко оно и есть молоко, детишкам полезно - думаем мы, и в общем-то правильно думаем.

Молоко - действительно уникальный продукт, необходимый нам от рождения до старости. Оно несет практически весь комплект витаминов; содержит в идеальной для человека пропорции соли кальция и фосфора; обладает бактерицидным действием; белок молока включает весь набор нужных человеку аминокислот и усваивается почти полностью; а молочный жир по пищевым и биологическим свойствам самый полноценный среди всех существующих в природе. Поэтому молоко незаменимо в диетпитании больных, необходимо для роста и развития детей, обязательно в рационе тружеников "вредных" профессий... Об этом люди в основном знают.

По нынешним временам это - полузнания. Давайте дополним их.

Больше всего в молоке ВИТАМИНА С (аскорбинки). При теплообработке он почти весь теряется, и сохранить остаток можно только быстрым охлаждением молока до 0-4 градусов и дальнейшим хранением без света. ВИТАМИНЫ А, В и D ненамного устойчивее, они сносно выдерживают пастеризацию, но при нагревании свыше 100 градусов их потери составляют 80-100 процентов. А два нагревания из всего комплекта выдерживает только РР (никотинка).

Сывороточные БЕЛКИ при нагревании до 100 градусов денатурируют и значительной частью оседают на греющей поверхности.

АМИНОКИСЛОТЫ более устойчивы. Большинству не страшна даже длительная варка, а неустойчивость при высокой температуре проявляют только 3 аминокислоты из 8 незаменимых (т.е. которые не производятся организмом и обязаны поступать с пищей). Но наша физиология такова, что аминокислоты нужны в комплекте. Недостаточное содержание в пище какой-либо одной незаменимой аминокислоты ведет к резкому снижению использования всех других.

Важнейшие СОЛИ КАЛЬЦИЯ И ФОСФОРА уже при 95 градусах переходят из растворимого состояния в нерастворимое и оседают на стенках тепловых аппаратов в виде "молочного камня", а остаток их сильно меняет физико-химические свойства.

ФЕРМЕНТЫ при нагреве до 80 градусов разрушаются полностью.

БАКТЕРИЦИДНОСТЬЮ обладает парное молоко, затем свойство теряется. При 10 градусах молоко сохраняет его в течение 24 часов.

А теперь - о технологиях. Местное молоко в пакетах со сроком годности 36 часов - пастеризованное. Перед розливом его нагревают до 76-78 градусов в течение 15-20 секунд, после чего резко охлаждают и разливают.

То, что издалека и хранится неделями - стерилизованное. Сначала его гомогенизируют, т.е. размельчают жировые шарики, потом стерилизуют при высоком давлении и температуре 125-145 градусов, после чего фасуют в тетрапаки. Если же продукт разливается в бутылки, нужна двойная теплообработка при 115-120 градусах. Эту технологию в свое время разрабатывали для полярников, до того перебивавшихся порошками и концентратами, чтобы доставить им эстетическое удовольствие. В 60-е годы это молоко называли "можайским", и выпускалось оно считанными предприятиями страны. Морякам и полярникам большего и не требовалось. Сейчас это молоко, как и подобным образом сделанные сливки, стало выпускаться массово и утвердилось даже в самых "молочных" регионах, включая Алтай.

Это - одна часть привозной продукции. Другая, идущая к нам из индустриально развитых северных регионов, технологически является молоком "восстановленным", т.е. изделиями из порошкового, "сухого" молока. В данном изделии вообще нет каротина, витаминов А, D, Е, что бы ни писали его создатели на упаковках. Основное назначение сухого молока - вовсе не производство привычного нам молока жидкого, как думают многие. До последнего времени "восстановленное" молоко использовалось главным образом в качестве сырья для получения кисломолочных продуктов, и то лишь в областях, где цельного молока не хватало, или оно поступало на заводы нерегулярно. Фактически "восстановленное" молоко - полуфабрикат, который в наши дни в огромных объемах стали выпускать в регионах с неразвитым молочным животноводством, в том числе для нас - жителей молочного края.

Ныне действующий ГОСТ разрешает производить питьевое молоко из сухого, но на Алтае полностью "восстановленного" продукта почти не выпускают, потому что при нашем соотношении цен - закупочной и на сухое молоко - это не имеет смысла. Цены различаются в 10 раз, и именно 10 литров "восстановленного" молока получают из килограмма сухого. Алтайские предприятия делают лишь частично "восстановленное" молоко, и то лишь в зимний период. У наших северных соседей по Сибирскому региону обе цены гораздо выше. Спрашивается, каким образом они могут успешно конкурировать на алтайском рынке с алтайскими производителями? Самое логичное: купить сухое молоко у нас и нам же его вернуть в виде пустого "восстановленного" продукта.

В общем, раньше мы покупали молоко, содержащее некоторую часть "восстановленного", ближе к весне, когда падают удои. Сегодня, благодаря иногородним поставкам, имеем его круглый год.

Видите, насколько половинчаты наши знания? Почти все, что мы знаем о пользе молока, относится лишь к одной его разновидности - скоропортящейся. Естественно, местной. А любое неместное молоко можно считать таковым весьма условно. На вкус - то же, по цене если выше - то ненамного, картинка на упаковочке попривлекательней будет, но по составу абсолютно неравноценно. Без витаминов и микроэлементов, ферментов и сывороточных белков, с ущербным комплектом аминокислот и измененной структурой жира. "Пустое". Под пение телероликов, трескотню теле-шоу-ведущих и байки о неких "старинных традициях" нас, как детей, обманули красивыми "пустышками".

КОГДА ТЕЛЕГА СКАЧЕТ ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ

Стерилизация - полдела. Процесс не имеет смысла без асептической обработки упаковочных материалов. Надписи о "старинных традициях" наносят с внешней стороны тары, а изнутри тетра-пак покрыт полимерной пленкой, которую надо очистить от микробов.

Это делают тремя способами, каждый из которых имеет существенные недостатки. Тепловой (подкисленным паром, горячим воздухом, нагретым инертным газом и пр.), учитывая энергозатраты, дорог и, как правило, недостаточно эффективен. Жесткое ультрафиолетовое облучение не дает гарантий обеззараживания, т.к. ртутные лампы, процитируем специалистов, "не в состоянии действовать во всем бактерицидном диапазоне длин волн" (не убивает всех микробов, если проще). Химическая обработка (парами перекиси водорода, раствором фосфорной кислоты, другими антисептиками) стерильность обеспечивает, но ведет к окислению полимерного материала и образованию кетонов, альдегидов, включая формальдегид, и прочих токсичных веществ. В настоящее время ученые продолжают искать надежные и безопасные пути решения "упаковочного вопроса". Пожелаем им успеха.

Классический случай, когда телега бежит впереди лошади: наука в поиске, а продукты выпускаются в самых широких масштабах.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ "МИЛЫХ МИЛ"

Разумеется, все имеет право на жизнь, кто-то и "пустому" молоку рад. Геологи на Чукотке, металлурги в Норильске... Но нам-то, жителям молочного края оно зачем?

А затем, что для коммерции привлекательно именно "пустое": храни, вези, домики из него на витрине строй - совсем не то, что с "суточным" товаром. У него прочная, красивая и удобная упаковка. За ним мощнейшая рекламная поддержка. Брать же местное молоко - всегда риск. Неплановый перерыв в работе магазина, которому может быть сто причин, авария, отключение света (в последнее время в Барнауле вещь весьма частая) - и пропал товар. Что касается молочников, то в вопросе стерилизации они разделились на два лагеря. Одни говорят, что лучше выпускать долгохранящиеся продукты, способные конкурировать с привозными, и хорошо жить; переход к новаторским технологиям на Алтае уже начался. Другие держатся принципов в надежде, что когда-нибудь это окупится. Кто прав, рассудит, как всегда, жизнь (в лице нас, покупателей), а пока на витринах алтайских магазинов растут городки из привозных тетра-паков и, соответственно, убывает доля местных товаров. Если динамика сохранится, через несколько лет "пустой" товар вытеснит с рынка менее выгодный. Что до покупателя (которому, мы помним, технологии до фонаря) то он ничего и не заметит - молоко оно и есть молоко.

ЧАСТЬ II.

НЕСМЕТАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ "НОВАТОРСКОЙ" СМЕТАНЫ

Знакомясь с основным, "базовым" продуктом молочной отрасли - фасованным молоком (см."АП"    ), мы выяснили некоторые "азбучные" вещи, которые помогут нам разобраться в более сложной продукции. Мы узнали,

- что полезные свойства молоку придают микроэлементы, ферменты, витамины, гормоны и другие ценные вещества, которые при обработке высокой температурой разлагаются, "денатурируют";

- что продлить срок хранения молока можно именно высокотемпературными технологиями, уничтожая при этом почти все, что в нем имеется ценного;

- что для коммерции во всех отношениях выгоднее "пустое" молоко с большими сроками хранения;

- и что под рекламные песни и треп телеведущих о спонсорах мы начмокиваем эту "пустышку" - наивные, невинные, чрезвычайно собой довольные.

Впрочем, довольны не все. Городского покупателя, не забывшего, как годы назад, на алой зорьке реформ, он через день парился в очередях в молочный отдел, изобилие, разумеется, радует. Селянина, знающего вкус домашних натуральных продуктов, фасованная "мила" с фантастическим 6-месячным сроком годности и все другое, сделанное таким же образом, мягко говоря, раздражает. Специалиста отрасли (увы, не всякого, а с тех редких предприятий, которые не перешли на новации и до сих пор делают натуральные продукты), а также диетолога, который не ленится узнавать о технологиях, вгоняет в ужас. Почему? Продолжаем знакомиться с новациями, вытесняющими натуральные изделия. На очереди - два ближайших родственника обширной семьи молочных изделий - СМЕТАНА и СЛИВКИ.

ЧТО ТАКОЕ НАТУРАЛЬНАЯ СМЕТАНА,

И ЗА ЧТО МЫ ЕЕ ЛЮБИМ?

Всю жизнь мы знали только одну сметану - "кисломолочный диетический продукт с высоким содержанием молочного жира, приготовляемый сквашиванием пастеризованных и охлажденных сливок чистыми молочнокислыми культурами". Или, попросту говоря, квашеные сливки.

На селе люди, имеющие корову и сепаратор, делали и делают домашнюю сметану. Оставляют сливки открытыми в теплом, укромном, хорошо защищенном от котов месте, и через некоторое время получается исключительно вкусный, сытный, густой, красивый продукт с жирностью более 30 процентов, который можно есть только ложкой. У горожан сметана "магазинная" - из нормализованных (т.е. доведенных молоком до нужного стандарта жирности) сливок, прошедших мягкую температурную обработку. Она менее густа, льется, но в принципе то же самое. В начале 90-х в торговле преобладала сметана жирностью 20 и 25 процентов, сейчас все больше идет 15-процентная. Жидковата, особенно после деревенской, но что еще делать производителю, если даже при таком урезании главного компонента цена на продукт за последнюю пару лет удвоилась? Не выпугивать же оставшихся покупателей. Главное: независимо от того, делается сметана домашним или промышленным способом, на выходе получается изумительный, нежнейший продукт, по питательности, вкусу, сочетаемости поистине уникальный и сохраняющий свои замечательные свойства в течение 3 дней.

Сметана - это идеальный баланс сливочного жира, белков, молочного сахара, органических кислот, минеральных солей и чуть ли не всех известных науке витаминов. Она незаменима в детском питании и, почти не имея противопоказаний при болезнях, широчайшим образом используется в питании лечебном. Сама по себе замечательное блюдо, она лучше любого другого известного человеку продукта подходит для приготовления первых, вторых и третьих блюд, "рифмуется" абсолютно со всем, что употребляется в пищу. В науке о питании есть специальные таблицы физиологической совместимости продуктов; так вот, сметана и сливки (эти два близнеца "молочного семейства" обычно рассматриваются диетологами как один и тот же продукт; "мы говорим "сметана" - подразумеваем "сливки"!) - единственная "продуктовая пара", которая не имеет ни единой отметки в графе "совмещается плохо".

Только такую сметану, представляющую собой пастеризованные сквашенные сливки, мы и найдем во всех справочниках, энциклопедиях, кулинарных, домоводческих и медицинских книгах - старых, новых, новейших. Но если вы думаете, что легко найдете такую же сметану в продаже, то заблуждаетесь. Она есть, но далеко не везде. Ибо с "фляжной", безусловно натуральной сметаной труженики прилавка работают все с меньшей охотой, а на витринах в ряду фасованных изделий традиционные сметана и сливки все быстрее вытесняются "новаторскими", хранящимися недели и месяцы.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ "НОВАТОРСКОГО НАШЕСТВИЯ"

Мы познакомились с сей продукцией больше десяти лет назад, когда для наших стариков, инвалидов и ветеранов из Германии, Италии и других побежденных ветеранами стран пошли первые эшелоны гуманитарной помощи. В 90-е, с началом полурынка и отменой госмонополии на - извините за выражение - внешнеторговые сношения, красивые стаканчики и корытца с иностранными надписями пошли в страну нарастающим потоком, и уже к середине 90-х витрины фасованной продукции наполовину являли собой выставку "молочных новаций" Голландии, Дании, Австралии, Аргентины и еще половины мира. К началу 1998 года производители мировых "брендов" шли в Россию клином, справедливо рассудив, что неброская, хранящаяся от 36 до 72 часов местная продукция для их красиво упакованного, не "по-молочному" долго живущего товара - не конкуренция. На экранах радостно пели дети и млели модели, наслаждаясь исключительно заморскими вкусами, в то время как в нашем молпроме не то что на рекламу - на зарплату не было денег. А на горизонте уже маячил костлявый призрак Черного Августа с лопатой для "зачистки" коммерческого люда, работающего с импортом, и ножницами для отделения желаемого от возможностей. И пока иностранцы-"временщики" российского рынка жировали, снимая с нашей потребительской неграмотности последние и самые жирные сливки, дальновидные скупали акции.

"Дефолт" смел с прилавков большую часть заграничного товара, но оставил заграничные технологии.

Самые крупные корпорации-владельцы "брендов", у которых хватило денег застолбить, кроме потребительского рынка, еще и производственные мощности, стали делать "нео-сметанные" и "нео-сливочные" изделия на российских предприятиях. Привезли оборудование, оформили ТУ, купили лицензии и как ни в чем ни бывало продолжают показывать нам по каналам центрального ТВ свою продукцию на губах млеющих моделей.

Другая часть сметанных и сливочных новаций на поверку оказалась вовсе откровенной дешевкой, не подверженной даже Дефолту, Великому и Ужасному. Красивая "колониальная" продукция для папуасов России из той же Германии, Испании, Польши, считающейся, к слову, европейской столицей всевозможных поделок и имитаций, в том числе продовольственных (для Европы Польша - как для нас Китай), ряда других стран не особеннно прибавила в цене и на прилавках осталась.

И наконец, явила себя миру третья разновидность новаций, представленная сегодня на алтайском рынке наиболее широко - долгожданная продукция отечественных производителей, сделанная по новаторским технологиям. Несколько "раскручиваемых" в масштабах страны торговых марок, в основном из Белокаменной и ее окрестностей, в цене которых денег на спонсирование всенародно любимых сериалов и шоу заложено едва ли не больше, чем собственно на производство; а также все уверенней чувствующие себя на нашем рынке благодаря "естественному демпингу" новации местные, алтайские.

Эти три вида товаров и воюют за место под рыночным солнцем между собой, занимая сегодня больше половины прилавка (а во многих магазинах - весь прилавок полностью) и тесня натуральную продукцию на задворки дальше.

СЕКРЕТЫ "ДОЛГОЙ ЖИЗНИ" НОВАЦИЙ

Они просты. Зная, как обеспечивают немыслимые сроки хранения молока, нетрудно догадаться, что делают для сверхдолгой сохранности сметаны и сливок.

Чтобы приготовить продукт, в котором нечему портиться, надо, само собой, взять соответствующий полуфабрикат, лишенный скоропортящихся веществ, а все живое, в частности, "чистые молочнокислые культуры", которые превращают сливки в сметану, истребить. Действовать при этом надо жестко, "зачищать" живое под ноль, ибо сохранись хоть одна живая палочка, она не то что через 6 месяцев - через пару недель "взорвет" изделие.

Рассмотрите упаковку привозных, а также новаторских алтайских сметаны и сливок. Почти все они делаются на основе восстановленного (т.е. "порошкового") молока и все без исключения стерилизованные (т.е.нагреваемые до 125-145 градусов под давлением). В предыдущей статье, посвященной молоку, мы подробно говорили о последствиях процедур сушки и стерилизации для веществ, за которые мы ценим и любим молоко. Соли, ферменты, белки, витамины... - все это разрушается, денатурирует, выпадает в осадок. Добавить нечего, разве что два слова о главном открытии великого Лаймуса Полинга, с которым нас познакомили в рамках особо изощренной рекламной кампании - о витамине С. Это действительно самый важный, но, как назло, и самый неустойчивый витамин, разрушающийся при сушке, высокой температуре и даже просто от длительного хранения. Из всего замечательного семейства молочных витаминов он первый приказывает долго жить еще в начале новаторских техпроцессов, и остаются лишь надписи на тетра-паках, которые, как и положено для жанра эпитафии, славят его, будто живого, и воспевают его непревзойденные достоинства.

Таким образом, никакого секрета "долгой жизни" нет, а невероятные 2-6-месячные сроки сохранности - своего рода "жизнь после смерти", почти как в знаменитой книге т.Моуди; физически продукт, известный нам под именем "сливки" или "сметана", как бы скончался, а видимость осталась.

"ОСОБЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" КАК СРЕДСТВО ПРОТИВ ПОКУПАТЕЛЬСКИХ СОМНЕНИЙ

Сколь бы мощно ни лезла "имиджевая" реклама в глаза, уши и то, что за ними, какие-то мысли в головах все равно остаются, сомнения заводятся. И создатели новаторских продуктов, видимо, что-то подозревают. Поэтому пытаются сомнения упредить.

Самое главное покупательское сомнение состоит в том, что натуральный и

долгохранящийся "восстановленный" продукт из порошка, в чем бы ни заверяли мастера роликов и художники по дизайну - не одно и то же. Любой потребитель, если он не полный идиот, в состоянии сложить два и два и додуматься, что распыленное в потоке раскаленного воздуха сушильной камеры молоко неизбежно теряет полезные вещества, иначе все, включая детей, больных, "вредников" и т.д., давно бы перешли на "порошковое" молоко, технология получения которого известна чуть ли не век, а молочная отрасль еще до нашего с вами появления на свет целиком бы переориентировалась на во всех отношениях более выгодные "восстановленные" продукты. Ан нет, переход происходит только на потребительском рынке стараниями "продвинутой" группы частных производителей, тогда как в спецсистемы питания типа "молочных кухонь" и медицинских учреждений желудочно-кишечной специализации "порошковый" продукт почему-то близко не подпускают. И на всем пути следования молока от вымени до завода по-прежнему всеми силами сохраняют именно натуральный, жидкий продукт, обеспечивая ему строжайшие температурные, санитарные, временные "коридоры", соблюдая бесчисленные правила и подвергая неоднократному лабораторному контролю. Обо всем этом покупатель в общих чертах знает, просто редко задумывается. Проще делать как говорят, и брать что дают. Но нет-нет, да и мелькнет где-нибудь на периферии мыслительных процессов легкое удивление при виде перечня ценных витаминов и микроэлементов на упаковках "восстановленных" продуктов.

Рассеивать такого рода сомнения крайне тяжело, потому что они обоснованы. Но нужно, потому что пострадает бизнес. Почти все "новаторы" это понимают. И если мы рассмотрим упаковку "восстановленных" 2-6-месячных продуктов, то, помимо пространных рассказов о незапамятных традициях, древних римлянах и т.д., найдем на тетра-паках ссылки на некие "современные", "передовые", "особые", "уникальные" технологии обработки сырья. Что это за технологии, обеспечившие для ценных веществ молока "лазейку" в неумолимых законах органической химии - неизвестно. "Фирменный" секрет. С технологами и другими специалистами отрасли говорить бесполезно. На "традиционных" предприятиях они разводят руками: сие невозможно. На "новаторских" в лучшем случае ткнут носом в некомпетентность и посоветуют не высказывать суждений о вещах, в которых не смыслишь. Так состоялась ли в "новаторском" секторе молпрома технологическая революция? Удалось ли совместить в одном изделии бесценные свойства свежего продукта со сроками годности консервированного? Это вы решите для себя сами. А у нас есть лишь "информация к размышлению" из другой, более "открытой" области знаний - производства продуктов детского питания.

Есть у молочной продукции область применения, где "пустышка", даже красивая и с "идентичным" вкусом, не проходит; продукт действительно должен содержать все необходимое для роста, развития и здоровья. Эта область - искусственное вскармливание. При нехватке или отсутствии материнского молока его заменяют специальными продуктами из коровьего. В интересующей нас витаминно-минеральной части женское и коровье молоко довольно-таки близки, содержат (само собой, грубо приблизительно) примерно тот же набор веществ, а отличаются разным соотношением белков и углеводов. Аналог женского молока делают, "доводя" содержание белков и углеводов до нужной пропорции, из сухого, того самого, что широчайше используется сегодняшними новаторами. А витаминно-минеральный комплекс просто добавляют, ибо в сухом молоке из этого комплекса мало что остается. В знаменитых отечественных смесях "Малютка", "Малыш", "Витолакт" и их "восстановленных" вариантах почти все минеральные соли, витамины А, С, D, E и несколько из группы В, которые так любят указывать на тетра-паках создатели новаторских продуктов - внесенные аптечные препараты. Другими словами, без малого полвека ученые институтов питания, педиатрии, молочной промышленности бьются над вопросом, как обеспечить полноценный состав этой разновидности "восстановленного" продукта, но ничего лучшего, кроме как добавлять витаминно-минеральную часть к основе из сухого молока, не придумали. А в многочисленных ООО-ТОО, занимающихся производством новаторских продуктов, технологические революции, порождающие полноценные, как они уверяют, "порошковые" изделия, втихушку совершаются на каждом шагу. Объединенная ученая мысль двух Академий отдыхает.

Про другие чудеса Папуа-Новой России читайте здесь






Tags: зомбирование, потребительский рынок, рекламный обман
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments