gorojanin_iz_b (gorojanin_iz_b) wrote,
gorojanin_iz_b
gorojanin_iz_b

Category:

Египетский морок. Часть 5. Старейшие памятники Египта. Когда построен Абу-Симбел



Вот таким простейшим методом - формовкой твердеющей смеси в опалубной форме и строительным грунтом - сделаны все мега-памятники мифического древнего Египта, и не только, но Египет - классика создателей истории во всей ее первозданной эффективности и простоте. Метод не требует техники, максимально прост, доступен практически везде. В ходе строительства памятников истории он многократно расширен и дополнен. Щитовой опалубкой - деревянной, давшей на памятниках всех широт квадратные выемки от бруса, которые не спутать ни с чем. С середины 19 века - стальным листом. Крупными формами для мегалитических кладок и малыми, мягкими формами - основой полигональных кладок. Бесконечным разнообразием смесей, особенно в ландшафтном литье (Каппадокия, Петра, скальные города Крыма...), требующем добавки в смесь порошка из породы, которая имитируется и дополняется.

Следы формованной смеси повсеместны в памятниках из форм больше кубометра. Практически вся древняя история сделана из нее (либо функциональные строения эпохи чугуна унесены в древность). Идиотов тесать и таскать каменюги такой массы в таких объемах, разумеется, не было ни у древних эллинов, инков, египтян академистов, ни у анунахов и працивилизаций альтернатистов. Но ученых - вот реальная загадка истории! - вопреки всем фактам заставляют тесать камни вместо очевиднейшей формовки. Почему? Это вопрос, ставящий в тупик. Но только при непонимании истории как постановки внематричного цеха. Внематрица, стоящая в истоке науки и научных учреждений, обязала всех историков повторять глупость вопреки очевидному, снабдила науку сведениями о камнетесах сухановых и тягловых рабах, и оставила для себя свободу маневра и деятельности по созданию истории. Академические тесания и таскания требуют огромной материально-организационной базы, волевого руководства, транспорта, логистики, трудовых ресурсов... Только серьезные империи могут себе позволить громадные массы рабсилы, многие годы и десятилетия что-то рубящей, тешущей, таскающей в невероятных объемах на объекты для культа и пребывания управляющих персон. А формовка смесей, доступная малой группе при минимуме техсредств, спускает эти империи, культы и персон, из коих и состоит история, в трубу.

Идем дальше. На очереди - первый в истории надежно засвидетельственный, то есть старейший топ-памятник Египта. Но сперва полюбуемся на опалубные грунты.



Опалубный грунт строителей Египта



Все памятники Египта открывались засыпанными. На ранних фото из холмов едва выглядывают колонны, архитравы, пилоны, а сложенные на их крышах хибары - однотипные во всех районах и царствах древнего Египта лагеря строителей - не оставляют сомнений в том, что накануне они были полностью в грунте.

Храмовый комплекс Карнак. Строился 19 династиями фараонов, македонскими Аргеадами, эллинскими Птолемеями, римскими императорами с 20 в. до н.э. по 1 в. н.э.

Многотонные блоки рухнули, едва был убран державший их грунт. Ненадлежащего качества опора колонн не выдержала их вес.



Отметим элементы армирования, открывшиеся при падении.



Выемка грунта продолжается ударным темпом. Оба фото - 1851 года.



Продолжается унос грунта, вид почти нынешний, но не реставрированный. Демонстрация уже не строительного грунта, а сквозного чугуна в теле колонн.





Тот же Карнак в 1851 году. Грунт приносной. Ни одна природная сила не носит песок с камнями. Только двуногая.



Жуткое качество смеси Карнака...



Это фото не ради грунта. Карнак хорошо очистили, 1867 год. Умница Бонфилс сдал потомкам создателей Карнака.



По выемке грунта развалилось безобразное литье. Остались висеть балки. Чугун, без сомнений))



*

То же и в Храме Ком-Омбо (строили Птолемеи в 188-44 гг до н.э.) - рухнули блоки, сделанные на строительном грунте, едва его стали убирать.
Видно, что и грунт-то не местный, привозной.









*
Храм в Тафисе, построен императором Августом в 25 г. до н.э.-14 г. н.э., подарен Нидерландам, разобран и перевезен в Лейден в связи с затоплением Асуанской ГЭС.

Фото 1850 и 1851 годов.

Под завязку набит землей и камнями)) Перекрытия делались на грунте. На втором фото - так и фиксировали опалубные формы, засыпая грунтом.





*

Комплект из трех смешных работ. Вади-эс-Себуа, комплекс из храмов Аменхотепа III (14 в.до н.э.) и Рамзеса II (13 в.до н.э.) и аллеи сфинксов. Все снимки 1851 года Ф. Тейнарда.
Раскапывали у него на глазах.
Очень спешили.
Даже сфинксов завезли еще до откапывания дороги сфинксов.







Чтоб было понятно, зачем тут сфинксы:



*
Великий Луксорский храм (строил Аменхотеп III в 14 в. до н.э., достраивали Тутанхамон, Хоремхеб, Рамзес II) в засыпанном виде можно показывать десятками снимков, с самых 1850-51 годов.







Но мне симпатичен этот засыпанный Луксор, а в нем - набор каркасов для форм))





*
Священный остров Филе.





Египетские колонны найдете легко. Найдите верхушку Храма))



*

Храм Птолемея в Дейр-эль-Медине. Строили Птолемеи от Птолемея IV Филопатора (222-203 гг. до н.э.) до Птолемея IX Эвергета II (146-117 гг. до н.э.). Вон он, посередке выглядывает.





*

Храм Хнума в Эсне. Начал Птолемей III в 237 г. до н.э., достроил Птолемей VIII в 142 г. до н.э.
Найдите место, снятое в 1851 году, оцените высоту, где стоял фотограф на грунте.





*

Еще более засыпанные объекты у Денон, видевшего их в 1798 году.





И Комиссия Наполеона.





Старейший памятник Египта 1730 года



Год назад журнал "Наука и религия" начал проект диалога с учеными официальной науки. Предварительный итог тут . Отдельно похвалюсь последним результатом: можно уверенно показать самый древний на сегодня топ-памятник Египта, у которого определяется год постройки - Иглу Клеопатры, сделанную в 1730 году. Раз триста повторял троллям, традикам и альтикам, приписывающим мне "150-200 лет строительства Египта", что Египет строили и в 17-18 веках. Любуйтесь на конкретный объект и придумывайте чего-нибудь еще...

Первый проект обелиска на месте Александровской колонны - фактически копия двух Александрийских обелисков, якобы вырубленных в Асуане при Тутмосе III и привезенных при императоре Октавиане Августе в Александрию в честь победы над Антонием в известном сюжете. Там и получили название: Иглы Клеопатры. С первых описаний один стоял, второй лежал. В 1730 году стоявший был описан и зарисован паломником Григоровичем-Барским - книга издана Потемкиным в 1778 году. Стоячий был подарен США и перевезен в Нью-Йорк, лежачий подарен Англии и перевезен в Лондон.

Слева нью-йоркский, справа лондонский, в центре проект Александрийского обелиска, все три - фактически один проект одного цеха.



Вес Лондонской Иглы 180 т, Нью-Йоркской 244 т. Их доставка и установка в 1878 и 1881 годах в эпоху механизмов и стали были задачами решаемыми. В этом посте хорошая подборка материалов по доставке Нью-Йоркского, тут подборка по Лондонскому.

До отправки Нью-Йркского обелиска проводили раскопки основания. Есть фото с обеих сторон.

Налицо чугунный остов, на котором и формовали постепенным поднятием грунта и опалубных форм обелиск. А без него 244-тонное сооружение априори стоять не будет.





Вот это, пишут, бронзовые опоры из-под Нью-йоркского обелиска. Стояли в двух углах по диагонали, в двух других опорами были камни.



Проблема в том, что при весе 244 тонны подпорочки из медных сплавов сомнутся, как пластилин, и без этих табличек ясно.

И чугуняка на фото на эти декоративные подпорки из бронзы далеко не похожа. И что, интересно, за камень мог - в теории - подпирать два других угла? Рыхлая глыба рядом с чугуном - явно не он.

А если мы посмотрим на угол с "бронзовой подпоркой" на правом фото с раскопок, то увидим, что фотограф примитивными средствами , доступными в 1880 году, т.е. легкими движениями кисти еще по мокрому, поработал над этим углом, замыливая изображение. А потом так же примитивно нанес изображение реечки поверх)) Фотошопа не было, увы, у фотографов 140 лет назад... Левое фото вообще дурацкое рисование. Фотограф явно не из поколения камеры Обскура, те рисовали в масштаб аккуратней.

Свидетельство. В 1651 году прибыл в Александрию старец Арсений Суханов, и описал град пречудный зданием, что был знатно украшен, а ныне пуст. Им же дано описание и игл Клеопатры, и пирамид в труде Проскинитарий.

Впервые он был издан в 1837 году в составе 2 тома "Сказаний русского народа" Иваном Сахаровым в журнальной версии, в 1849 году в книжной. До этого существовал в списках. Сегодня даже церковные круги многие такие списки объявляют подлогом . Сахаров указал, что печатал со списка конца 17 века, сверенного с синодальным оригиналом. Издатель 1870 года называет своими источниками "рукопись недревнюю, сверенную со списком" самого Суханова из синодальной библиотеки, рукопись этнографа 19 века Перевощикова и рукопись, датированную по шрифту, которым она исполнена, временем "около 1730 года". Эту дату "свидетельства Суханова о пирамидах" нам и придется принять за первую более-менее надежную.

"Свидетельства" у Суханова еще меньше, чем у Барского.

Пристроены в конец главы о Египте три строки между описанием крокодилов и живности на индийском базаре и поля с мумиями:

Во Египтѣ же за рѣкою Ниломъ, идѣ же столпы древніе фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены.

Это всё.



Понятие у переписчика , дописавшего в труд Суханова фразу о пирамидах, еще более мутное, чем у Потемкина, издавшего труд Василия Барского посмертно, он даже и слова "пирамиды" еще не знает.

Хотя Суханов, считается, был великим знатоком и переводчиком греческого.

Ясно, что нынешних пирамид Суханов видеть не мог; они бы обязательно нашли отражение в каком-нибудь более конкретном виде. Как не имел понятия о том, как называется этот вид памятников, ранний переписчик труда Суханова в 1730 году. Они строились, но были еще в стадии куч грунта, фараоновыми горами - уж четыре-то грани величайшего чуда света обязан был заметить любой мифический и немифический Суханов, увидев их.

А это страничка с описанием Иглы Клеопатры у Суханова.



Автор обычно весьма точен в описании размеров, но здесь грубо ошибся.

12 саженей - 25 с лишним метров.

Высота Иглы менее 21 метра. Из них, как мы помним по фото раскопок, не менее 4 метров было в земле.

Ошибиться в полтора раза едва ли мог автор, всегда точно указывавший размер. А раз у источника в полтора раза завышена высота, то он не мог видеть обелиск, но знал о нем.



Описание изображений еще более странное.
Ни на нью-йоркском, ни на каком другом египетском обелиске нет такого:

сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя

Объясняются эти странности, на мой взгляд, одним. На момент самого раннего надежного списка 1730 ни древнеегипетской письменности, ни понятия о ней в научном обороте еще не было.

Рисунок Барского также датирован 1730 годом, но он бесспорно рисован с натуры. Сравним с оригиналом в Нью-Йорке.



Характерно искажена перспектива у Барского - верх сжат, чем выше, тем сильнее, низ растянут. Такой ракурс возможен, когда художник стоит ближе к колонне и примерно на треть длины колонны выше фотографа. Сейчас такая точка в воздухе.

Это сравнение многое дает.

Барский застал финал строительства - уборку строительного (опалубного) грунта.

И мы вслед за Барским уверенно можем датировать окончание строительства 1730-м годом.

У цеховика - "переписчика Суханова" было представление об обелиске, но в момент его последнего впечатления он мог видеть только холм, на верхней площадке коего еще шла формовали обелиск.

"Сабли, луки... а инаго и знать нельзя" наверняка были в проекте до нынешней письменности древних египтян, картушей, нынешнюю еще не разработали.

Остается объяснить, как быть со свидетельством об Игле путешественника, художника, писателя Корнелиса де Брюйна, который был в Александрии и якобы видел обелиск в 1681 году, о чем рассказал в книге Reizen van Cornelis de Bruyn в 1698 году.

Чтобы понять, что художник не видел обелиска, достаточно посмотреть на свидетельство и оригинал.







Бросается в глаза, что художник изобразил совсем небывалую верхушку Иглы в первом случае и невозможную ни при каком ракурсе верхушку во втором.

Далее, он поставил обелиск на землю как предмет с плоским дном. От незнания, естественно. У реального обелиска низ закруглен со всех сторон, без постамента и опор он стоять не может. Именно в месте начала закругления у художника граница земли.

Сравнение с этой и этой стороной; их барельеф больше других похож на набросанный художником.



Рисунок барельефа, в отличие от рисунка Барского, в первом случае - чушь из головы, во втором - крайне небрежный, условный и поспешный набросок, еще и на нестандартной вкладке, не типичной для 730-страничной книги. Видимо так и было: рисунок делался в год издания, по совету издателя, причем эскиз барельефа художнику дали буквально на минутку, чтобы он просто кружочки-линии набросал, форму же обелиска, вершину, в тот момент никто не представлял - ни художник, ни издатель, ни советчики.

*

В книге и на рисунках Барского есть еще два памятника - вторая, лежачая Игла Клеопатры и стоящая колонна Помпея.





Они старше Нью-Йоркской Иглы, хотя вряд ли больше, чем на годы.

Лежачая Игла никогда не стояла, в Лондоне ее и поставили первый раз. А в Александрии делали на месте, формовкой в опалубной форме, что заметно по закругленности грани, резко отличающей ее от четкой, граненой нью-йоркской Иглы, делавшейся вертикально, строительным грунтом. Слегка продавила масса опалубный лист характерным для металлической формы образом - строители с порциями частили или сроки схватывания не блюли.





Опалубные формы снимались выкапыванием. Как сняли, так и бросили обелиск, даже не прикопав; цех всю дорогу делает эти вещи по минимуму. Художник David Roberts, 1846 год.



Стоять обелиску не на чем, пятка гладкая, остова нет.



Обратим внимание, как стропят колонну с основания - это единственный возможный способ.



Сравните со строплением нью-йоркской Иглы: так цеплять стропы можно только за каркас - одно целое с обелиском.





И еще раз помянем единый цех, делавший историю и в Египте, и в Питере. Второй готовый к моменту достройки Иглы Клеопатры александрийский памятник, колонна Помпея - технологическая копия питерского Александрийского столпа, сделанного век спустя той же технологией - составной сердцевиной под гранитную оболочку. Посмотрите , как строилась Александровская колонна, и по каким признакам это видно.

Фото от реставраторов, как в Питере, не нашлось, есть только туристские фото снизу. Но и на них прослеживаются и характерные волны питерского столпа.



И продольное латание оболочки, типичное для питерского; шов от опалубной формы виден вдоль заплат реставраторов, он мог стать причиной продольной трещины в оболочке.



И перекос с энтазисом.



Строительный грунт на колонне Помпея использовался только для сердцевины, дальше нужны леса подвид питерских на картине Гагарина и кольцевая опалубка из створок.

*

Контрольный просмотр. Источники до 1730 года.
В 1704 году иеромонахи Макарий и Сильверст проживали у Александрийского патриарха , видели "столпик невеликий мармуровый", "семь слупов мармуровых, круглых, весьма хороших", арапов, страусов и всякое прочее. Обелисков Клеопатры не видели. Колонны Помпея тоже. Не было их еще.

Ничего не заметил ни в Александрии, ни в Каире автор книги Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского , посещавший Египет в 1708 году.

Английский капеллан Томас Шоу (Thomas Shaw, 1694-1751) был Египте был в 1721 году и показал те самые сабли, луки... а инаго и знать нельзя Суханова в книге 1738 года. Естественно, проект. Высота Иглы, по тексту книги, 50 фр.футов (16 метров) и 3 фута в земле, второй Иглы он не знает.



И еще о приритете свидетельства Барского, а не европейских авторов. В том же 1730 году ректор Парижского университета Роллен издал первый, посвященный Египту, том монументального труда о древней истории, компиляции всех известных сведений историков античности, переведенный Тредиаковским в 1749 году. Читаем, зная, что 120 локтей, 180 футов, 30 саженей - это 50, 54, 64 метра. Т.е. ни один источник обелисков в глаза не видел.



*

От старейшего топ-памятника Египта - к самому молодому.
Это не какой-то из объектов Гизы, достроенных к началу эры фотографий, а великий комплекс Абу-Симбел.

Когда достраивали Абу-Симбел?



Вполне уверенно можно датировать концом 1840-х годов финал строительства храма Абу-Симбел Рамсеса II, высеченного у науки в 1200 году до н.э. и посвящённого богам Амону, Ра и Птаху.

Того самого, который ЮНЕСКО спасала для человечества, разобрав в 1964 году и собрав в 180 м дальше и в 60 м выше прежнего места в 1968 году.

Слева направо: Амон, Ра, Птах и приравненный к богам Рамзес.



Фото 1856 года.



Отметим незаштукатуренный предмет размером в половину роста человека, похожий на тазик или отражательную лампу, который на всех фото следующих лет заштукатурен.



И рассмотрим автографы.

Явно читаемая надпись с годом , выдавленная по сырому, на груди товарища Птаха: ADUXKULL 1823. Фамилия смахивает на грузинскую, но больше похожа на фамилию англоговорящего индийца.

Ниже фамилия немецкого писателя, ландшафтного архитектора (!) (а также, добавим, представителя цеха создателей истории) MUSKAU, бывшего в Нубии в 1837-38 годах - спасибо sergei_09302 .



За надписью индуса и немца дранье некой Мэри Лич на руке Птаха, либо слова MАRY LIGHT BUSEL. Похоже на английскую идиому. Одно из значений: зарыла талант в землю. Другое: прячет от посторонних глаз...

Есть другие надписи. Испанец или американец ALFRED ARAGO отметился на "основании скалы", но по застывшему, в 1807 году.



Под бородой Птаха отметился видимо итальянец с именем MAXIMILIAN. 20/3, год похож на 1833-й.



Над Максимилианом читается год 1821 или 1827.



Разноязычных надписей очень много.
Выделяем только самые интересные.
Фото 1853 года.



На голени Амона (крайний слева в тройке богов и приравненного к богам Рамзеса) четко читается C C BLACK - нацию гадать не надо, выше фамилия итальянца, заканчивающаяся на MOZI, и год - 1820.



На божественном животе Амона возле пупа не ясно кто начертал себя в веках, виден год - 1801 либо 1831.



На голени Ра (второй слева) кто-то с фамилией, заканчивающейся чуть ли не на МOВЪ - с ером, то есть русскоязычный - подписал год - 1833.



На коленке другой ноги бога Ра, под арабской вязью выдавлено по сырому очень похожее на 1830 1835.
То есть, ноги делали последними.



И не только ноги.
Кто-то особо наглый пропечатал себя на физии самого Рамзеса, пока она не застыла!



Три фото 1856 года.



На коленке Амона ясно видим 1839 год.



На остатке тела Ра - 1826.



*



На щиколотке Амона уже виденная фамилия BLACK и дата 20.01 1803.



На голени РА - 1838.



На стене - 1 apr 1819, под ухом - 1810.



*



1835 и 1837 годы на голени Амона.



Есть и другие надписи. Любой может поискать на этих и других фото.

Почему это не могли сделать ученые, путешественники, не существующие на тот момент туристы? Все просто. Колоссы были почти полностью под песком. В 50-х годах их откапывали, начиная с левого - Амона. Правый с краю Рамзес был завален до последнего момента расчистки.

Фото в обратной последовательности - с 1856 по 1850 год, когда начали фотографировать Абу-Симбел.

Все расчищены, завален только Рамзес по локоток.



Песок на уровне локтей-коленей Птаха - третьего слева, по щиколотку Амону - первому слева.



Четвертый слева Рамзес засыпан выше шеи, третий слева - Птах по локти, второй слева - Ра по колени.





Песок по плечо-грудь третьему слева - Птаху.



И вот они самые ранние снимки 1850-51 годов.
Первый слева - Амон - засыпан по грудь.
Более ранние найти не удалось. Скорее всего, их и не делалось.
Все показанные надписи на момент этого снимка находятся ниже уровня песка.

Это значит, что никакие ученые, зеваки, туристы сделать их не могли. Только строители, интеркоманда, грамотная часть, в отличие от местных зека-рабов (покажем дальше). Сделали и по обыкновению засыпали песком, от которого ученые откопали колоссов только в 1850-е годы.

Цех строителей истории был таким же интернационалом, как и в наши дни.









Могли ли занести колоссов песчаные бури после 1830-х годов. Нет, конечно. В верховьях Нила почти нет песка; его для этих колоссов и на подсыпку для нынешних туристов надо целенаправленно завозить.



А песок над старым памятником - не просто песок, а вперемешку с камнями. Ни одна троллевая буря их не принесет, это может сделать только двуногая сила.



Этапы достройки Абу-Симбела поможет увидеть Дэвид Робертс - шотландский художник, прославивший себя рисунками Египта и Египет среди современников.

На двух его работах есть не закопанный Абу-Симбел.

1838 год.



Бросается в глаза точность больших и малых фигур в левой части - они были готовы к 1838 году; и фантазии в правой части - они еще не были сделаны.

Рассмотрим ее.

Эскиз, он же цеховой проект, у художника был. Но на реальном объекте голова Птаха была готова частично, голова и плечи Рамзеса - не готовы. Поэтому художник нарисовал ему то же лицо (хотя они сильно разные), ту же накладную бороду (хотя ее нет в окончательной версии), шапочку другого фасона. Но главное - правый локоток Птаха из эскиза. В реальности строители ошиблись, делая локоть. Он грозил обвалиться, пришлось делать опору из блоков-кирпичей. В эскизе и работе Робертса ее, естественно, нет.



В конце года Робертс повторно нарисовал Абу-Симбел, уже с опорой под локтем и без бороды у Рамзеса)) Ясно, что тогда же опора и появилась, а от бороды строители отказались.



Сравним с фото 1856 года.



Любуемся, как не похожи на оригиналы пропорциями и деталями эти два молодца-одинаковы с лица. По голове Птаха еще можно спорить, но голову Рамзеса художник рисовал из своей головы - ее, плечи, шапку еще будут строить после 1839 года.



*

Добавлю для ученых сети, которые доказывают, что после открытия европейцами, оставившими автографы, между 1830-ми и 1850 годом, был занос.

Возле главных колоссов Абу-Симбела есть шесть меленьких (относительно, конечно) статуй. На фото 1851 года их не занесло ни на метр.
Загадочная заносчивость, правда?

Пятно слева на первом фото - песок на основных статуях.







Эти же фото помогут разобраться с еще одной фальшивкой Абу-Симбелла. В 1839 году фотограф-дагерротипист Pierre-Gustave Joly якобы сделал два дагерротипа, на основе которых гравер Hector Horeau создал изображения, опубликованные им в 1841 году в альбоме Panorama d’Egypte et de Nubie. Помимо малой похожести облика колоссов на оригиналы отметим и принципиальную невозможность таких снимков и гравюр закопанных до начала 1850-х годов колоссов.





Еще два свидетельства, совсем несерьезных, без вариантов фальшивых.

Литография некоего Bossi 1825 года.



Ясно, что диким образом нарушены пропорции, т.к. фигуры рисованы с эскиза, от которого очень сильно отошли строители. Но главное: этот ракурс невозможен. С этой точки у Амона не видно руки дальше кисти, бедра дальше колена и трона — полностью.



Авраам Норов, Министр народного просвещения РИ, в книге "Путешествие в Египет и Нубию в 1834-35 г" изобразил полную фантазию из головы.



Автографы древних египтян



Подробней разберем ранее показанные визы строителей и покажем несколько других.

Нашелся оригинал фотографии с автографом на сырой колонне Храма Хнума в городе Исне. Начатого великим строителем Древнего Египта Птолемеем VIII во 2 в. до н.э., законченного при древнеримлянских императорах Тиберии, Клавдии, Веспасиане в 1 в. н.э.

Нашлась она, причем зеркально перевернутой, в коллекции NYPL . Той самой, что построена на месте Кротонского резервуара, гранитный лом котороего был вывезен на Нью-Йоркский мол и в 1976 году стал материалом для "ликов славянских богов". Фото 1870 года.



Других отзеркаленных фотографий у автора, американского фотографа Генри Бехарда, в коллекции нет. Наверняка человек, отзеркаливший фотографию, а возможно и сам автор, хотел этим сказать, что на нее надо обратить внимание.

Автографы аккуратно выведены по сырой штукатурке тонким круглым предметом, скорей всего пальцем.

Без всяких сомнений, надпись, а стало быть и колонна, делалась в марте 1823 года.
Фамилии людей, оттиснувших надпись, оканчиваются на SBERG и BRAND.
Вполне себе древнеегипетские фамилии. У них , у древнеегиптян, еще и не такие встречаются ))

В Европе слово "март" через S пишут французы и исландцы. Ясно, что авторы - французы.

Кто-то третий, европеец, оттиснулся выше.



Причем, Берхард снимал, находясь вровень с капителью, еще когда опалубный грунт не был унесен.
Сейчас такие ракурсы невозможны.

Обращаем внимание на леса и тарные ящики, только что вскрытые. В ящике какие-то шмотки, или что-то завернуто в бумагу, за ящиками коробочки... Видимо, косметический ремонт Древнеегипта, заделка дыр, подкраска фресок и - тадааам! - затирка автографов.



Обратим внимание и на стену лагеря строителей - все еще вровень с капителями.



Два фото этого Храма 1851 года из коллекции Библиотеки Конгресса США. На месте и грунт - "подъемный кран" древнеегиптян, и временные стенки местной рабсилы - коробочка для грунта.

Грунт еще только из-под перекрытий выбрали.





*
Эта загадочная фотография 1850 года приписана Фрэнсису Фриту . Чего быть не может, поскольку данный фотограф снимал Египет с 1856 года. На ней замечательный автограф на колонне священного острова Филе. Здесь погребен Осирис, в честь которого построены Храмы Изиды и Хатхор, возведенные фараоном Нектанебом (380-362 гг. до н. э.). К ним пристроил киоск, в котором приносил Осирису жертвы, император Траян (53-117 гг. н.э.). На нем и отметился оттиском по сырому некто KOCH в 1836 году н.э. Что говорит о том, что достраивалось сооружение - технически обычный египетский недодел - еще и в 19 веке.





Небольшое изыскание подтверждает, что сооружение строилось на глазах авторитетных очевидцев. Доминик Денон, первый директор Лувра, в 1798 году (издано в 1802 году) четко нанес жертвенник Траяна на схему, но зарисовывать не стал, дал лишь дальний план без подробностей.



Издание в Библиотеке Гейдельбергского Университета.



Издание в NYPL.



Если посмотреть гейдельбергское изображение внимательно, то увидим, что в торце пять колонн и четыре колонны архитрава над капителями. Художник нью-йоркского издания подредактировал, сделав четыре колонны, но колонн архитрава вообще нет. Что означает: киоск Траяна был начат, но в бытность в Египте Денона в 1799 году колонны еще не начинали; Денон про них и про архитравы еще понятия не имел.





в 1799 году члены Комиссии по науке и искусству Жан-Батист Проспер Жоллуа и Эдуард де Вилье дю Терраж изучали, обмеряли, фиксировали памятник, а в 1809-1828 годах издали труды. Любуемся.





Памятник обследован и обмерян.



Рисунок капителей у него другой; и на реальном объекте на Филе и в перенесенной версии на Agilkia Island, все капители разные.
В квадратных колоннах архитрава до перекрытия у Комиссии три блока, у реального объекта четыре.
Низ у Комиссии сделан из панелей, реальный сложен из блоков.
На фронтоне у Комиссии барельеф с крылатым символом, на реальном объекте не сделанный...

Все это означает, что Вилье с Жолуа знали стилистику объекта, наверняка имели эскиз, но готовый киоск Траяна в глаза не видели, потому что он еще не был готов. Строители же по обычаю сильно отошли от проекта под финиш работ.

Тот же проект-эскиз с панелями вместо кладки был в 1838 году и у упоминавшегося Робертса.





На следующих фото 1862 и 1857-59 гг мы видим, что в задней части памятника строители таки-начали делать стены панелями, причем криво, но зачем-то перешли на блоки.



И что штукатурку с автографом свирепо обвалили, открыв обычную непритязательную внутренность древнеегипетских колонн - забутовку всякого мусора. Спасибо безвестному строителю Египта Кочу за его нескромность и неизвестному фотографу (ну явно же не Фрит) за то, что ее увековечил.

Фото с обваленным автографом и нынешний вид.









Таким образом, существование киоска Траяна еще во время пребывания в Египте Комиссии Наполеона - подлог. Была только стройка и эскиз, достраивался объект и в 1830-е, в том числе в 1836 году увековечившим себя Кочем.

Добавим пикантную деталь. У Ричарда Поукока, посетившего Филе в 1737 году, жертвенника Траяна вообще нет. Хотя трудно его не заметить. Читайте главу его книги 1743 года издания, смотрите карты и схемы, убеждайтесь.

А вместо него стоит маленький, смешной, неказистый, немножко напоминающий киоск Траяна объект, также обмеренный и начеренный. Но очень уж несуразный. У кого-нибудь есть сомнения, что киоска Траяна в момент посещения Филе епископом-египтологом не существовало, а Поукок опубликовал его неудачный проект, от которого отказались в пользу красивого пректа Вилье/Жоллуа?





А вот другой перенесенный в 20 веке памятник Абу-Симбел, даже Шампольон через 28 лет смотреть не стал. Посетовал, что его занесло песком - и все. Удивительно, как мэтр с командой художниками в команде пренебрег выдающимся памятником, не сделав и плохонького наброска))

Даже одной головы, торчавшей из песка, не стал изображать. Значит, не торчало голов из песка, потому что не готовы были еще.

*
Очередная виза древнеегиптян.
Ясно читаемое слово second.
Выведено пальцем, по сырому элементу колонны. В одно время с нанесением древнеегипетских иероглифов путем оттиска по штукатурке.
Вот и англичанин среди древнеегиптян отметился))
Это храм Иcиды на острове Филе, строился Птолемеем II в 3 веке до н.э., действовал до 3 века н.э. Описан еще Комиссией Наполеона, т.е. доделывался в части барельефов колонн до нее.
Фото 1900 года.





Остался до наших дней.





Немного соображений по поводу обстоятельств и времени появления надписи.

Одновременность нанесения иероглифов и фразы на английском, как и смысл фразы - второй говорит о том, что при нанесении их в нужной последовательности англоязычный древнеегиптянин сверялся с проектом-конспектом и сам для себя сделал памятку, чтобы продолжить работу. Но она по какой-то причине не продолжилась, надпись осталась, строители сдали объект ученым и миру.
До Шампольона расшифровками египетских письмен занимались с 1738 года английский ученый-епископ Вильям Уорбентон (1698-1779) , французский историк-востоковед Христиан Луи-Жозеф де Гинь (1721-1800), датский учёный Иоганн Георг Цоэга (1755-1809) и - внимание - английский ученый доктор Вильям Стакли (1687-1765), основавший в 1741 году в Лондоне Египетское общество и представивший в 1762 году Лондонскому Обществу Древностей свои труды по классификации древнеегипетских иероглифов.
Тот самый Стакли, что опубликовал две книги с описанием Стоунхенджа, на которые все справочники ссылаются, но в которых описанный объект ни в какой степени на Стоунхендж, построенный в 1949-58 годах, не похож - здесь чертежи этого объекта из трудов данного сэра, здесь книга.
Вполне можно предположить и датировку надписи - около 1741 года. Разумеется, не сам маститый доктор шастал по нильским островам, а кто-то наносил с конспектом-эскизом и формами.
В латинском языке - если кто-то решит, что это древнеримляне высекали надписи кривыми буквами от руки - слова second нет, а есть слово secunda.

В следующем "Мороке" продолжим разбор автографов и покажем тягловую силу цеха строителей истории.

Ума и здоровья!



Другие материалы о создании истории


[Приходится ставить]Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. ЮMoney (Яндекс-кошелек) 410013946572302.

Tags: Абу-Симбел, Дендера, Египет, Филе, Храм Изиды, Храм Хнума, Эдфу, древний Египет, пирамиды, создание истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →